вторник, 9 января 2018 г.

Правила жизни. Полезные привычки

1. Привычка: Изучил – Применил.
Наверняка, за вашими плечами уже несколько прочитанных книг, а может и не один десяток. Но что, из того, что вы узнали, вы реально используете в своей жизни?Знать и Делать это разные вещи.Человек, прочитавший всего одну книгу и применивший на практике все, что он там узнал, достигнет гораздо большего успеха, чем большинство людей, продолжающих читать и бездействовать.Так что с этого дня заведите себе привычку – Изучил – Применил. Узнали что-то новое и тут же на практике применили. Не откладывайте, не читайте дальше. Действуйте!
2. Привычка – Каждый день делать что-то.
Заведите себе за правило – каждый день делать хотя бы один шаг, который будет двигать вас к успеху. Пусть это будет дело на 5 минут, но не давайте себе спуску. Даже если это выходной и вам очень лень – встаньте и сделайте что-нибудь.В году 365 дней. Если каждый день делать по 1 шагу, то это будет 365 шагов. Постепенно это будет тренировать вашу самодисциплину, мотивировать вас и поднимать самооценку.Поэтому каждый день делайте шаг к вашему успеху.
3. Привычка – Ориентация на результат и действие.
Только действия и результаты будут двигать вас вперед. Вы можете сколько угодно планировать, раздумывать, изучать – но вперед вы будете продвигаться только в одном случае – если будете действовать.Поэтому повесьте на видное место напоминание в виде вопроса – ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ СЕЙЧАС, ПРОДВИГАЕТ МЕНЯ ВПЕРЕД ИЛИ НЕТ?

4. Привычка – Постоянно работайте над повышением вашей компетентности.
Развивайте свои знания, навыки и опыт. Но действуйте избирательно, концентрируйтесь только на том, что касается вашей сферы деятельности. Не надо глотать все подряд, учитесь отделять зерна от плевел. Чем опытней вы становитесь, тем меньше времени вам требуется для анализа ситуации, принятия решения и получения нужного результата. Таким образом, увеличивая свои знания, вы повышаете свою эффективность в единицу времени.
5. Привычка – думать о решении, а не о проблеме.
Проблема исчезнет только в одном случае – если вы сосредоточитесь на ее решении и начнете воплощать в реальность план по ее устранению.Все остальные мысленные колебания ни на миллиметр не продвинут вас вперед.
6. Привычка – делайте не то, что проще, а то, что необходимо.
В любой момент времени и на любой стадии вашего развития существует самое важное дело, реализация которого в данный момент даст наибольший результат. И зачастую, это самое трудоемкое или сложное дело.Ваш временной ресурс ограничен. Поэтому делайте только такие дела. Не затягивайте и не ждите, пока они сами разрешатся.А простые вещи вы всегда успеете сделать, либо поручить кому-то другому.
7. Привычка – Радоваться в негативных ситуациях.
Чтобы с вами ни случилось, ищите в этом что-то позитивное. Настраивайтесь на возможности, которые перед вам открываются.Эта поговорка – Все, что не делается – Все к лучшему – должна войти у вас в привычку.
8.Привычка – Инвестируйте в себя, а не в атрибуты успеха.
Многие люди, достигнув определенных результатов, начинают почивать на лаврах. В итоге – остановка в развитии, а через некоторое время – откатывание назад.Поэтому не останавливайтесь на достигнутом. Инвестируйте в первую очередь в себя – свои знания, навыки, опыт. А уже потом балуйте себя атрибутами успеха.
9. Привычка – Ищите суть-факты почему вы этого хотите, а не одобрения или поддержки.
Большинство людей сначала принимают решения. И только потом начинают их обосновывать, ища что-то такое, что подтвердит их выбор, а также обращаются за помощью и поддержкой к другим людям.Но для достижения успеха необходимо сначала собрать факты и докопаться до сути, на основе которых и принимать окончательное решение.
10. Привычка – Ваша основная мысль – Что я хочу и как этого достичь?
Это основная привычка. Каждый вечер задавайте себе этот вопрос – Что я хочу и как этого достичь? Все свои действия анализируйте исходя из ответов на этот вопрос.
11. Привычка – Доводить каждое дело до результата.
Если уж взялись за что-то, то действуйте, пока не будет достигнут конечный результат. Недоведенное дело потребует лишней траты времени на повторное вхождение в курс дела. Ведь уже через сутки вы не будете помнить всех нюансов.
12. Привычка – Любить время.
Успешный человек оценивает свою эффективность тем, сколько он зарабатывает в час. Он ценит свое время и поэтому за один час делает то, что обычный человек делает за день или даже больше. Поэтому и час успешного человека стоит очень дорого.
13. Привычка – Отдыхать и праздновать.
Человеческие ресурсы не безграничны, вы можете работать неделю, две, месяц. Но ваша общая эффективность будет снижаться. И рано или поздно вы просто свалитесь с ног.Поэтому один раз в неделю полностью посвятите себе и своим слабостям.

пятница, 29 декабря 2017 г.

А ты нашел свой икигай?

«Однажды в маленьком японском городке умирала женщина. В какой-то момент она почувствовала, что ее душа покидает тело, возносится вверх и предстает перед духами предков. Громкий голос спросил ее: — Кто ты? — Я жена мэра — ответила она. — Я не спрашиваю, кто твой муж. Ответь мне, кто ты? — Я мать четверых детей. Я учительница в школе. — Разве я спросил, сколько у тебя детей или где ты работаешь? И так продолжалось до тех пор, пока она не сказала: „Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы помогать своей семье и учить детей в школе“. После этого она вернулась в свое тело и болезнь отступила. Она нашла свой икигай».
Японское понятие «икигай» довольно сложно однозначно перевести на русский язык, но примерно можно расшифровать как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью». Другими словами, икигай — это по-восточному изящное и компактное определение вашего главного интереса, того дела, которое приносит радость в вашу жизнь. Хотя японцы острова Окинава сумели сделать это понятие частью своей философии, нельзя сказать, что икигай совершенно не известен на западе.
Мы не раз встречали его последователей, особенно среди тех людей, которые сумели добиться в своей жизни многого: «Мы едва могли ждать утра, чтобы снова приступить к работе». — Уилбур Райт, изобретатель самолета. «Делайте только то, что вы любите больше всего. Это обязательно приведет вас к успеху! Каждое утро я смотрел на себя в зеркало и спрашивал: Если бы сегодня был последний день моей жизни, хотел бы я заниматься тем, чем я занимаюсь сегодня? И если ответ в течение многих дней подряд был „нет“, то мне нужно что-то менять». — Стив Джобс, руководитель Apple.
Именно интерес к жизни, желание немедленно приступить к своему делу и выполнить его самым лучшим образом дает людям ощущение собственной значимости, чувство удовлетворенности и смысл жизни. Тем людям, которые знают свой икигай, незнакомы депрессии, они сохраняют оптимистическое отношение к жизни и не подвержены деструктивным привычкам. Поэтому для каждого человека, который хочет прожить долгую и осмысленную жизнь, так важно найти для себя причину вставать по утрам. Как найти свой икигай? Открытие своего главного дела потребует от вас, возможно, значительного вложения времени и энергии. Вам придется принять осмысленное и важное решение, и очень жаль, что многие люди понимают его необходимость слишком поздно. Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках: — Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай. — Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время? — Ощущения. Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь. — Самооценка. Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия. — Личность. На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно разные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души. Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело расположено на пересечении того, что вам больше всего хочется и того, что лучше получается.
Финальное напутствие «Ты должен найти то, что любишь. И найти свою любимую работу так же необходимо, как и своего любимого человека. Работа будет занимать очень большую часть твоей жизни и единственный способ получать настоящее удовлетворение от работы — это делать ее превосходно, осознавая это. А единственный способ делать свою работу превосходно — это любить ее. Если ты еще не нашел свое любимое дело, продолжай искать. Не прекращай поиски, пока не найдешь. Как и во всем остальном, к чему лежит сердце, ты сразу поймешь, что нашел то, что искал. И как в любых прекрасных взаимоотношениях, твоя увлеченность работой будет со временем только увеличиваться. Так что, ищи и не успокаивайся, пока не найдешь». — Стив Джобс Из книги Майкла Рэя «Высшая цель», издательство Манн, Иванов и Фербер.
Источник: http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/a-ty-nashel-svoj-ikigaj-705110/ © AdMe.ru

понедельник, 11 декабря 2017 г.

Методика оценочной биполяризации (по Фидлеру)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.
Описание:
Выявление уровня мягкости (жесткости) руководителей (членов коллектива) .
Инструкция:
Вспомните, пожалуйста, двух знакомых Вам людей, одного из которых Вы считаете привлекательным (друг, приятель, человек, общение с которым доставляло Вам удовольствие), а другого – непривлекательным (общения с которым Вы старались избегать). Это должны быть обязательно реальные, а не вымышленные лица – те, с кем Вы вместе учились или работали и кто занимал с Вами формально одинаковое положение (не был Вашим руководителем или подчиненным). Мысленно представьте их себе и постарайтесь определить, в какой мере им свойственны перечисленные ниже качества. Эти качества оцениваются по 9-балльным шкалам. Слова слева и справа от шкалы выражают противоположные полюса качества. В каждой шкале Вам надо обвести кружком соответствующую цифру (только одну из девяти). Закончив работу со шкалами, подсчитайте суммы баллов по разделу (А) и разделу (Б).
Оценка приятного Вам человека


Изобретательный
123456789
Ненаходчивый
Ответственный
123456789
Безответственный
Подготовленный
123456789
Неподготовленный
Серьезный
123456789
Поверхностный
Надежный работник
123456789
Ненадежный работник
Владеет собой
123456789
Собой не владеет
Деловой
123456789
Разгильдяй
Инициативный
123456789
Ведомый
Деятельный
123456789
Ленивый
Всегда готов помочь
123456789
Безразличен к окружающим
Умный
123456789
Глупый
Доброжелательный
123456789
Подозрительный
Вежливый
123456789
Грубый
Щедрый
123456789
Жадный
Скромный
123456789
Надменный
Альтруист
123456789
Эгоист
Жизнерадостный
123456789
Мнительный
Честный
123456789
Лживый
Мягкий
123456789
Деспотичный
Эрудированный
123456789
Мало знающий


Подсчитайте сумму баллов.

Оценка неприятного Вам человека


Изобретательный
123456789
Ненаходчивый
Ответственный
123456789
Безответственный
Подготовленный
123456789
Неподготовленный
Серьезный
123456789
Поверхностный
Надежный работник
123456789
Ненадежный работник
Владеет собой
123456789
Собой не владеет
Деловой
123456789
Разгильдяй
Инициативный
123456789
Ведомый
Деятельный
123456789
Ленивый
Всегда готов помочь
123456789
Безразличен к окружающим
Умный
123456789
Глупый
Доброжелательный
123456789
Подозрительный
Вежливый
123456789
Грубый
Щедрый
123456789
Жадный
Скромный
123456789
Надменный
Альтруист
123456789
Эгоист
Жизнерадостный
123456789
Мнительный
Честный
123456789
Лживый
Мягкий
123456789
Деспотичный
Эрудированный
123456789
Мало знающий


Подсчитайте сумму баллов.


Результаты:
Посчитайте сумму баллов по каждой таблице и сравните результаты.
Величина Х характеризует стиль поведения индивида по отношению к окружающим его людям. Чем выше значение Х, тем больше его эмоции влияют на рациональную оценку качеств человека. Степень этого влияния сказывается на таких параметрах отношения данного индивида к другим людям, как "мягкость-жесткость" и "объективность-пристрастность". Низким значениям Х соответствуют мягкость и объективность, высоким - жесткость и пристрастность.
  Х < 20: "мягкость". Объективность, способность видеть и положительные и отрицательные качества человека, терпимость в оценке людей - даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких людей. Склонность к мягкому стилю руководства.
  20 < Х < 40: "уравновешенность". Эмоциональное отношение к людям, симпатии и антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства и недостатки. В стиле руководства - сочетание мягкости и твердости.
  40 < Х < 60: "жесткость". Оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки "хороших" людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и, наоборот, у "плохих" недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства.
  Х > 60: "сверхжесткость". Необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет "своих" и "чужих"; в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, - одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства.
 

понедельник, 4 декабря 2017 г.

Закон Йеркса-Додсона

Это закон о зависимости результатов от мотивации. Насколько важна мотивация для достижения желаемых результатов объяснять не надо. На первый взгляд кажется, чем выше удастся мотивировать себя или другого человека, тем лучше будут результаты. Но все не так просто.
Еще в 1908 году психологи Роберт Йеркс (Robert M. Yerkes) и Джон Додсон (John Dillingham Dodson) показали, что для наилучших результатов наиболее благоприятен средний уровень мотивации. Этот эффект был назван в их честь законом Йеркса-Додсона.
Ученые в ходе экспериментов на животных установили, что для успешного обучения животных в прохождении лабиринта, наиболее благоприятной была средняя интенсивность мотивации (в их случае это были удары тока, защитники животных в то время еще не были так активны, как сейчас).
Было установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором необходимая деятельность выполняется лучше всего для данного субъекта и ситуации.
При повышении уровня мотивации увеличивается уровень активности и напряжения, возникают нежелательные эмоциональные реакции, что ведет к снижению эффективности деятельности. Например, могут появиться такие негативные чувства, как страх, тревога и т.д., мешающие нормальному функционированию организма. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Оптимум мотивации не обязательно является средним ее показателем.
Точно установить оптимальный уровень мотивации довольно сложно.
Для каждого вида деятельности существует свой комплекс мотивов.
Йеркс и Додсон провели экспериментальное исследование на разных видах животных, а также на человеке, чтобы определить зависимость эффективности работы от уровня мотивации. Они использовали три уровня мотивации в качестве наказания за ошибки: слабые, средние или сильные разряды электрического тока. Кроме того, была разной и сложность заданий: сложные, средние и легкие.
Результаты исследования показали, что для каждого из трех случаев существует свой оптимум мотивации, при котором достигается максимальная эффективность.
В соответствии с законом Йеркса-Додсона для сложного задания оптимальной будет слабая мотивация, а для легкого задания, наоборот, оптимальной будет сильная мотивация. То есть для легкого задания избыточная мотивация не влечет нарушений поведения и снижения эффективности, но такая опасность существует при выполнении сложных заданий.

понедельник, 2 октября 2017 г.

9 способов стимулировать творческий процесс


У каждого из нас бывает кризис идей. И наоборот – озарения в виде стоящих решений случаются не так часто, как того хотелось бы людям творческих профессий. А вот «муки» поиска в некоторой степени постоянны. С этим согласится любой человек, который сталкивался с трудностью генерации новых идей, вне зависимости от сферы деятельности, будь то школьное сочинение или поиск ниши для бизнеса. Поэтому вопрос, как научиться преодолевать инертность мышления и стимулировать творческий процесс, очень актуален. Сегодня мы коротко познакомим вас с возможными решениями этой проблемы, предложенными в одной из статей известного предпринимателя, инвестора, автора нескольких книг Джеймса Альтушера.
1

Переверните всё с ног на голову

Не в буквальном смысле, конечно же. Но хорошую идею можно получить именно так – взглянув на вопрос под абсолютно неожиданным углом, зачастую – диаметрально противоположным. Возьмите любую проблему, которая сегодня есть в мире, и подумайте, как её можно разрешить. Не с точки зрения существующих подходов, а вообще. Именно так появилась Академия Хана – как ответ на существующие в сфере образования проблемы и узкие места. Именно так появился Airbnb, бросивший вызов традиционной аренде жилья и изменивший представление о путешествиях. Конечно, ждать, что у вас получится решить все насущные мировые проблемы не стоит. Но зачастую именно избавление от привычных установок мышления по типу «должно быть так и никак иначе», способствует нахождению великих идей. Кстати, этот совет можно использовать и в качестве упражнения для развития креативности: старайтесь каждый день находить 10 абсолютно новых способов чего-либо. Это может быть что угодно, как новые способы получения образования, так и 10 новых духовно-религиозных практик.
2

Напишите список опций

Шахматный гроссмейстер, размышляя над ходом, продумывает детально не сценарий одного хода, а различные варианты продолжения игры. Решая какую-то творческую проблему, люди зачастую много внимания уделяют ей самой, подбирая возможный вариант решения. А прорабатывать нужно вопрос глобально, во всех связанных с основным нюансах. Это поможет по достоинству оценить жизнеспособность и пути реализации каждого из них и выбрать оптимальную стратегию. Например, вы хотите написать книгу. Для этой идеи нужно создать список опций: сюжет, редакторская работа, издание, продажа, авторские права и т.д. Для каждого из них нужно создать свой список, который ещё на шаг приблизит вас к реализации задуманного. В конце вы получите своеобразную ментальную карту, которая будет отличной демонстрацией того, как идея должна быть воплощена и из каких шагов состоит этот путь.
3

Смешивайте идеи

Допустим, есть 10 тыс. возможных вещей, в которых вы заинтересованы. Это значит, что есть 100 миллионов их возможных комбинаций с целью получения новой идеи. Далеко не все из них будут действительно толковыми, но это будут новые идеи! Эту возможность не стоит отбрасывать, ведь создать что-то абсолютно новое в наше время очень сложно. А вот комбинации уже известных подходов способны стать отличным инструментом генерации новых идей. Вспомните метод фокальных объектов – это даже не обязательно должны быть взаимосвязанные вещи.
4

Следите за новыми технологиями

При этом вам не обязательно быть специалистом в области микроэлектроники или вычислительных машин. Но прогресс и новые идеи это фактически синонимы. Он может вдохновлять, служа кладезем информации о веяниях будущего, а может быть источником прямых идей. В любом случае пополнять свои знания о новых технологиях и их возможностях для творческой работы во многих отраслях – необходимость. В наше время любитель с помощью  Ipad способен сделать клип, который получит больше просмотров, чем смонтированный профессионалами в студии. Что это, если не возможность для творчества?
5

Объединяйте разных людей

Почему так популярны и востребованы соцсети? Потому что объединяют людей. Вам тоже нужно научиться это делать. Здесь Дж. Альтушер в некоторой мере повторяет К. Феррацци, пропагандируя не ждать пользы от помощи людям, а способствовать им в нахождении нужных контактов безвозмездно. Если вы знаете двух людей, которые могут быть полезны друг другу – сделайте всё для того, чтобы они встретились. Это будет тренировкой, в том числе, и ваших творческих способностей.
6

Упражняйтесь в творчестве

Многие из нас не умеют рисовать, лепить, делать коллажи, фотографировать. Но преграда ли это для того, чтобы развивать творчество? Нет! Области мозга, отвечающие за креативность, в отсутствие практики атрофируются, но, как и в случае с мышцами, их можно «разбудить» тренировками. Для этого не обязательно учиться у профессионалов, платя за дорогостоящие уроки. Вы можете заниматься самостоятельно или вместе с вашими детьми рисованием или лепкой. На Youtube можно найти множество уроков по рисованию и фотографии. Правила создания коллажа вы и так определяете сами – берите пару старых глянцевых журналов и творите, всё зависит только от вашей фантазии. Можно писать короткие рассказы – для этого тоже ничего не нужно, кроме желания. А в Интернете ещё найдутся и сайты, где можно получить совет на эту тему. 4brain в том числе.
7

Возьмите паузу

Оставьте всё, что делаете. Выйдите из дома/офиса и отправьтесь поработать в парк или кафе. А ещё лучше – забудьте о работе и займитесь чем-то абсолютно для себя непривычным. Пойдите в музей или на выставку, тематика которой для вас незнакома. Съездите в выходной в другой город. Не думайте этот день о работе и привычных заботах. Займитесь тем, что никогда раньше не делали – пойдите на каток, приготовьте экзотическое блюдо, займитесь медитацией, не разговаривайте целый день. Такая перезарядка позволит вам разбавить рутину, поспособствует нахождению новых идей и источников вдохновения.
8

Найдите и используйте вдохновляющие вас ресурсы

Иногда найти хорошую идею можно не только в недрах собственного мышления, а и вне его. Ну или по крайней мере простимулировать этот поиск из внешних источников. Что это за источники – лучше вас не знает никто. Для одних это музыка, для других примеры уже существующих работ. Сегодня без труда можно найти ресурсы с таким контентом. И обращаться к ним за вдохновением, идеями, настроением.
9

Обратитесь за помощью

Иногда всё вышеперечисленное не работает. Это нормально – ситуации и задачи бывают разные и как бы мы не старались стимулировать творческий процесс, на поиске идей это сказываться никак не будет. Здесь наступает время обратиться за помощью. К друзьям, коллегам, специалистам – в зависимости от ситуации. Не игнорируйте такую возможность, стараясь сделать всё самостоятельно. Где это не получается – принять помощь не стыдно.

четверг, 25 мая 2017 г.

Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна


Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. 
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
Фамилия, имя, отчество _____________________________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
№ п/п
Утверждение
Ответ
Согласен (всегда)
Скорее согласен (часто)
Скорее не согласен (редко)
Не согласен (никогда)
1
Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
2
Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства
3
Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать
4
Я считаю, что плакать от счастья глупо
5
Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей
6
Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств
7
Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие
8
На мое настроение очень влияют окружающие люди
9
Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми
10
Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки
11
Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь
12
Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой)
13
Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле
14
Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь
15
Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются
16
Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут
17
Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет
18
Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены
19
Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков
20
Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
21
Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге
22
Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей
23
Я очень переживаю, когда смотрю фильм
24
Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг
25
Маленькие дети плачут без причины
Обработка результатов
Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.
Бланк подсчета результатов
Номер
утверждения
Ответ (в баллах)
Согласен (всегда)
Скорее согласен (часто)
Скорее не согласен (редко)
Не согласен (никогда)
1
 4
 3
 2
 1
2
1
 2
3
4
3
 4
 3
 2
 1
4
1
2
3
 4
5
 4
 3
 2
 1
6
 4
 3
 2
 1
7
 4
 3
 2
 1
8
 4
 3
 2
 1
9
 4
 3
 2
 1
10
 4
 3
 2
 1
11
 4
 3
 2
 1
12
 4
 3
 2
 1
13
 4
 3
 2
 1
14
 4
 3
 2
 1
15
1
2
3
 4
16
 1
2
3
 4
17
1
2
3
4
18
 4
 3
 2
 1
19
 4
 3
 2
 1
20
 4
 3
 2
 1
21
 1
2
3
 4
22
 4
 3
 2
 1
23
 4
 3
 2
 1
24
1
2
3
 4
25
 1
2
 3
4





Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
  • 82–90 баллов — очень высокий уровень;
  • 63–81 балл — высокий уровень;
  • 37–62 балла — нормальный уровень;
  • 36–12 баллов — низкий уровень;
  • 11 баллов и менее — очень низкий уровень.