четверг, 7 апреля 2016 г.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?


Анатолий Сиваков, мастер-тьютор развития эмоционального интеллекта Европейской Ассоциации Культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов и ведущий тренер программы по развитию эмоционального интеллекта МЦ «КТК».
В разное время ключевыми факторами бизнес-развития были  технологии, инвестиции, креативные решения или маркетинг… Но, думаю, все согласятся, что во все времена и в любой сфере в максимально упрощенной форме любой бизнес представляет собой процесс коммуникации между людьми. Чтобы найти капитал, вам нужно удачно пообщаться с инвестором, воодушевить его своей идеей…  Чтобы получить прибыль, вам нужны продажи. А что есть продажи? Это успешная коммуникация между продавцом и покупателем. 
Давайте оглянемся вокруг. Все большую популярность получают различные книги и тренинги по познанию себя и пониманию окружающих, личностному росту, различные курсы по психологии. Одна модная концепция сменяет другую: НЛП, соционика, психософия…
А популярные сериалы? «Доктор Хаус», «Соври мне», «Менталист», «Восприятие». Современными суперменами становятся те, кто блестяще решают проблемы, «считывая» с окружающих нужную информацию.   
Возможно, именно поэтому, каждая вторая статья в уважаемом бизнес издании Harvard Business Review повествует об эмоциональном интеллекте.  Что же это такое и какова практическая польза навыка?
У многих сложилось неверное мнение, что эмоциональность и эмоциональный интеллект  – это одно и то же. На самом деле яркое проявление эмоций (эмоциональность) совсем не означает, что у данного человека развит эмоциональный интеллект.
Понятие «эмоционального интеллекта» можно объяснить как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять их значение и использовать в решении различных проблем и вопросов, связанных как с профессиональной, так и с социальной деятельностью человека.
Самый простой и явный пример развитого эмоционального интеллекта – братья наши меньшие. Задумывались ли вы, каким образом любимые домашние питомцы сосуществуют с нами столь успешно тысячелетиями? Кошка никогда не подойдет к вам за лаской, если вы агрессивны. Собака удивительным образом понимает, когда вы чем-то расстроены и спешит утешить. Кроме того, «нашкодившее» животное всегда понимает  вашу реакцию. Достоверный факт, что наши домашние любимцы считывают информацию о наших эмоциях. Ваша интонация, мельчайшая мимика, движения – все это помогает им правильно сосуществовать с вами и достигать нужных целей (ласка, еда, прогулка, игра).
Похожим образом с нами взаимодействуют и дети на самом раннем этапе развития. Например, швейцарский профессор, занимающийся тематикой именно детского ЭИ, Давиде Антогназа (Davide Antognazza), говорит, что развитие эмоционального интеллекта с раннего детства позволяет осознавать свои эмоции и управлять ими. Это полезное знание о себе, способность говорить о своем эмоциональном состоянии – может помочь детям лучше адаптироваться в социуме.
В животном мире именно эти внешние признаки, основанные на ЭИ, помогают выживать и «общаться» с сородичами внутри вида. Вспоминая о нашем «обезьяньем»  происхождении, становится понятно, что и человеку даны эмоции не просто так. В процессе эволюции мы слишком увлеклись развитием технологий, машин, сложных теорий и концепций, что совсем забыли о самых простых, но не менее эффективных инструментах, подаренных нам природой.
Представьте, насколько проще было бы вам в жизни и работе, если бы вы могли безошибочно распознавать состояние другого человека по мельчайшим внешним признакам, умели бы переводить его в нужное вам состояние или управлять своим настроением? Скольких семейных конфликтов можно было бы избежать! А как просто было бы идти по карьерной лестнице и управлять коллективом на работе?


На самом деле на каком-то уровне каждый из нас с рождения обладает эмоциональным интеллектом. Уровень этот разный и зависит от многих факторов. Впрочем, как и уровень обычного интеллекта. Семья, окружение, школа, страна, книги – все это оказывает свое влияние на развитие эмоционального интеллекта.
Хорошая новость, что даже если ваш природный уровень не слишком высок, его можно повысить  с помощью обучения и тренировок.
Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык!
Согласно научной концепции, разработанной Дж. Мейером, П. Сэловей и Д. Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех равнозначных «ветвей»:
  • восприятие эмоций
  • использование эмоций
  • понимание эмоций
  • управление эмоциями

Как правило, развитие ветвей у каждого из нас неравномерно, и это существенно уменьшает эффективность их использования в реальной жизни.
Например, вы хорошо распознаете негативные эмоции вашей жены, когда поздно приходите домой или забываете, что-то сделать, но абсолютно не знаете, как себя вести с ней в таком состоянии. Выбирая неправильную тактику поведения (например, не беря трубку или еще больше оттягивая  момент прихода домой), вы только усиливаете конфликт.
Еще один пример – страх публичных выступлений. Большинство людей (даже знаменитых и работающих «на сцене» долгие годы) признаются в том, что испытывают нервное напряжение перед каждым выходом на сцену. Но успеха добиваются те, кто умеют быстро взять себя в руки и перевести свое эмоциональное состояние из одного в другое.

Почему ЭИ так важен в бизнесе?

В бизнесе всегда были в цене «железные управленцы» или антикризисные менеджеры. Их «секретом» эффективности является вовсе не безэмоциональность, а умение управлять чужими эмоциям и перенаправлять свои.
Согласно результатам исследования психолога Елены Хлевной, ЭИ руководителя напрямую связано с успехом его компании. Что, безусловно, проявляется в финансовых показателях. В среднем уровень развития ЭИ у руководителей выше примерно на 20%, чем у подчиненных. Но ключевым отличием успешных топ-менеджеров от менеджеров среднего звена является именно способность использовать эмоции в работе и управлять ими.
Область применения в бизнесе эмоционального интеллекта практически безгранична! Воодушевить команду; понять истинные эмоции ценного сотрудника и выбрать правильный стиль общения с ним; предотвращение и минимизация последствий конфликтов; проведение переговоров и совещаний и др.
Ярким примером повышения производительности после развития эмоционального интеллекта является эксперимент, проведенный МЦ «КТК». В рамках исследования российским бизнесменам было предложено пройти курс обучения для себя и сотрудников. Первым этапом было тестирование на текущий уровень развития ЭИ. Далее шли курсы обучения для руководителя и персонала и фиксировались результаты.
Одним из участников эксперимента был Сергей Колякин, основатель и владелец строительной компании «Стройтэк», туристической фирмы «Джунгли Камбоджи» и компании «Аурион Даймонд». Свои впечатления и результаты он описал в статье «Как повысить интерес топ-менеджеров к работе, чтобы они перевыполняли KPI».
По словам Сергея, результаты после обучения были видны не вооруженным взглядом и повлияли как на него самого, так и на бизнес в целом. Стало легче понимать сотрудников и выстраивать с ними отношения, вести переговоры, контролировать свои реакции и избегать манипуляций. В итоге у него появились новые возможности, а процесс ведения дел стал протекать легче и эффективнее.
«Раньше я легко выходил из себя и пытался восстановить равновесие с помощью экстремальных путешествий на мотоциклах по Камбодже, даже открыл такой туристический бизнес. Опыт был полезный, но его можно было приобрести и в офисе».
«Я смог распознавать чужие манипуляции и нейтрализовывать их, не впадая в гнев. Например, один из моих сотрудников на совещании всегда по поводу и без вставлял реплики. Ему хотелось поумничать или поспорить. Раньше я быстро заводился, потому что время уходило впустую. Теперь понял, что это всего лишь привычная сотруднику с детства, неосознанная манера поведения – так он привлекает к себе внимание. Я стал давать ему возможность высказаться в самом начале планерки, и он перестал перебивать всех. Теперь совещания укладываются в один час».
Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения.
Еще одним моментом, говорящим в пользу развития своего (и корпоративного) эмоционального интеллекта является факт лучшего усвоения информации и упрощения процессов обучения. Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении процесс понимания и запоминания новой информации происходит быстрее и качественнее. Повышение собственного ЭИ и практическое использование техник саморегуляции, а также «правильное» взаимодействие тренера с обучаемыми позволяют качественно изменить результативность любого обучения. Неважно – идет ли речь о вашем MBA или об обучении во внутрикорпоративных институтах для сотрудников.


В настоящее время бизнес вынужден пересмотреть свои подходы. Самым ценным ресурсом становятся кадры. Умение руководителя «завлечь» нужного специалиста, замотивировать и поддерживать его в эффективном рабочем состоянии напрямую зависит от его уровня развития ЭИ.
Если пообщаться с «гуру» продаж, то выяснится, что их успех также основан на использовании эмоционального интеллекта. Эти люди создают настоящую команду. Знают все детали жизни своих сотрудников – как зовут жену и детей, когда у них дни рождения, у кого какие проблемы, характер и увлечения… Видят по мельчайшим деталям, кто в каком настроении пришел и как это использовать для работы. Выполнение отделом продаж заданного плана напрямую зависит от того, насколько хорошо руководитель «считывает» и управляет эмоциональным фоном команды.
Идеальная компания – это второй дом для сотрудников. И не в смысле того, что они там ночуют из-за количества работы…  А в том смысле, что это место, где они чувствуют эмоциональную близость и отдачу, а руководитель  занимает позицию близкую к «отцу семейства». Здесь уместно вспомнить великую итальянскую организацию, слава которой до сих пор гремит – Cosa Nostra. Название переводится как «общее дело», а процессы внутри организации были построены на эмоциональном вовлечении и «семейном» общении. 
Иллюстратор: Марина Парфёнова.

пятница, 25 марта 2016 г.

5 упражнений для развития креативности

Опубликовано два года назад, но актуально до сих пор...

Одна искра, случайно или нет промелькнувшая во тьме, может разжечь сильнейший огонь. Да, под искрой имеется в виду креативность.
Это способность нестандартно мыслить, которая позволяет при помощи карандаша и листка бумаги создать концепт, или придумать рекламный слоган.
Итак, кто из нас не хотел бы стать креативным? Правильно – единицы. Но как это сделать знают не все. Вот 5 упражнений, которые помогут развить творческие способности.

1. Две случайности

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.

2. Сумасшедший генетик

Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше – процесс.
А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей.
У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.

3. Безумный архитектор

От животных перейдем к архитектуре, давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома.
Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.
Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

4. 10+10

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят.
Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились.
Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

5. Название

Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения – название обязательно должно вам понравится.
Повторяйте упражнения каждый день по несколько раз и обязательно станете творческой личностью.


—--------------------
© 2013 ООО "Развиватор"Маркетинг и консалтинг
Источник: razvivator.com

пятница, 18 марта 2016 г.

Бизнес-решения: Корпоративный «Большой город» для поколения Y

Автор — Евгения Шамис, специально для RuGenerations

Передо мной лежат корпоративные газеты для молодежи российских офисов KPMG и PWC. Эти газеты попали ко мне практически одновременно из офиса этих компаний и из Центра трудоустройства и развития карьеры Финансового Университета при Правительстве РФ . Когда я их увидела, сразу подумала: «Это то, что надо для Миллениумов!».
Что привлекло мое внимание? Газеты сделаны в духе газеты-журнала «Большой город», которая распространяется в Москве через городские кафе и публичные места. (Я, конечно, могу написать, что они такие же по размеру как «Большой город», легко сгибаются пополам до размера A4, в них много разной качественной информации, они цветные, яркие и явно привлекающие внимание – но лучше посмотрите ссылку на сайт http://www.bg.ru/ и вы увидите это сами — справа вверху есть возможность читать журнал).
Эти газеты —  замечательный инструмент employee branding (или брэндинга компании для сотрудников). Он работает и на привлечение новых сотрудников, и на  удержание и развитие тех, кто уже работает в компании.  Газеты отлично отражают позицию сотрудника-представителя поколения Y — которая звучит как «Я выбираю работать в этой компании». А порой более комплексно — «не только работать, но и жить».
Что же такого особенного в этих корпоративных газетах, как они трансформировались под поколение Y и их ценности?
  • Корпоративные газеты однозначно транслируют позитивный настрой, который так импонирует поколению Y. Он проявляется в выборе цвета (используются яркие цвета — зеленый, голубой, оранжевый, красный),  в выборе слоганов и призывов, пропагандирующих большие возможности и их достижение («Мечтать не вредно», «Международное призвание»).  Позитива явно не хватает современным Y  в корпоративных коммуникациях. В газетах – он в прямом смысле «под руками». Его можно даже унести с собой!
  • Корпоративные газеты ориентируют на успех и развитие в компании, показывают — что будет оценено как успешный пример действий.  Это не просто констатация факта, но и демонстрация-объяснение способов, сценариев как достигать успеха,  с примерами из жизни конкретных людей smart отраслей.
  • Успех  в карьере и развитии анонсируется, начиная с первой же страницы. Приведу названия некоторых материалов —  «Карта карьеры», «Покорители вершин», «Зияющие высоты карьеры», «Найти дело своей мечты». Опять же: эти  образы не ограничены одной компанией, они предполагают варианты и возможности успеха в разных отраслях. Эти издания выходят за рамки традиционных внутрикорпоративных  изданий.  Можно сказать, что они работают на сообщество молодежи с интересами в области аудита, финансов, консалтинга, глобальной карьеры.
  • Образы-картины успеха не ограничиваются одной страной, они показывают глобальный мир и в словах и в иллюстрациях.
  • Работая на ценности поколения Миллениум, корпоративные газеты показывают широкий набор разнообразных возможностей, которые получает сотрудник в компании, а вместе с компанией – в отрасли и во всем мире.
  • Газеты предоставляют возможность прямого общения-разговора с первыми лицами. Причем, учтите — это уровень никак не меньше, чем Управляющий партнер в России и странах СНГ (т.е. на самом деле первое лицо!). Здесь важно персональное внимание первых лиц к поколению и их интересам.
  • В газетах есть помощь-подсказка выбора верного поведения. Выбор правильного поведения сложен и при этом архиважен для этого поколения. Игреки опасаются  сделать ошибку – ведь ошибку они воспринимают как «провал». Материалов, предотвращающих возможность ошибки,  достаточно много: они касаются soft skills — умений убеждать, техники прохождения интервью,  вопросов примирения в разных типах конфликтов, приход в новый коллектив и т.д.
  • Ну и наконец, газеты показывают, что компании помогают Y повлиять и сделать лучше «большое будущее» — будущее своей компании, страны и даже всего мира.
Какие еще общие правила коммуникаций с поколением Y иллюстрируют «новые» корпоративные газеты:
  1. Вся информация представляется сразу, чтобы она была всегда «под руками»;
  2. Информация подается напрямую, без какого-либо завуалирования или эффекта угадывания (эти эффекты рассчитаны на другие поколения)  – все должно быть понятно без лишних затруднений;
  3. Мобильность – материал не просто присутствует в корпоративной жизни человека в компании, но и может путешествовать с Y по всей его жизни.

воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то, весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. В статье, фрагмент из которой публикуется ниже, дан обзор основных теорий лидерства в их исторической взаимосвязи, а в данном фрагменте результаты этого обзора сводятся в единую, удобную для анализа схему.

Классификация существующих теорий

Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно. Одной из наиболее известных классификационных схем является схема, предложенная А. Яго1 и показанная в таблице 1. С помощью этой схемы можно упорядочить (не в хронологической последовательности, а в содержательном смысле) классические теории лидерства, однако работы современных исследователей плохо поддаются такой классификации. Например, теория эмоционального интеллекта2 оказывается в самом центре этой таблицы, поскольку в ней рассматриваются определенные черты личности, проявляющиеся в конкретных формах поведения, часть из которых универсальна, а часть — ситуационна.
Таблица 1. Схема классификации теорий лидерства А. Яго
Схема классификации теорий лидерства А. Яго
Иными словами, двухмерная таблица оказывается недостаточной для отражения даже основных направлений исследования проблемы лидерства. Конечно, проблемное поле лидерства многомерно, но ограниченность нашего воображения не позволяет адекватно оформить эту идею графически. Можно предложить другой подход к «картированию» теорий лидерства. Для этого можно воспользоваться простой схемой «личность — группа — организация — внешняя среда», представленной как система вложенных концентрических кругов. В качестве одной из осей, по которой можно расположить теории, мы выберем ось «позиция — процесс» и будем располагать теории лидерства вдоль нее в зависимости от большей или меньшей ориентации конкретной теории на позицию лидера или процесс осуществления лидерства. В качестве второй оси можно использовать диаду «нормативный (универсальный) подход — ситуационный подход». Тогда рассмотренные выше теории окажутся расположенными на «карте» лидерства так, как показано на рисунке 1. Отсю­да отчетливо следует, что существующие теории лидерства достаточно равномерно распределены по «карте». В то же время просматривается определенный дефицит нор­мативно-процессных и ситуационно-процессных теорий, которые ориентируются на группы, организации и внешнюю среду. Вероятно, развитие таких теорий — дело буду­щего.
«Карта» теорий лидерства (увеличенный вариант рисунка -> в новом окне)

Проблемное поле лидерства

Этой плоской «карты», однако, не хватает, чтобы представить на ней еще и проблемное поле современного лидерства. Его мы попытались изобразить совокупностью векторов, каждый из которых является целым направлением исследований лидерства как в микро-, так и в макроперспективе. В итоге получилась картина, представленная на рисунке 2.
Применительно к личности наиболее вероятными направлениями развития теорий лидерства будут разработка концепций эмоционального интеллекта (о чем, в частно­сти, свидетельствует появление книги Кэ де Ври3) и мотивации к лидерству. Последняя тема вообще плохо представлена в литературе, хотя проблема мотивации имеет самое непосредственное отношение к дуалистической природе лидерства: кто и как мотиви­руется к позиционному лидерству, а кто и как — к процессуальному?
Проблемное поле лидерства в менеджменте (увеличенный вариант рисунка -> в новом окне)
В отношении проблемы «лидер-группа» наименее разработанной является теория «распределенного» лидерства, хотя на практике эта форма лидерства оказывается весьма результативной. Она, кстати, использовалась в знаменитой Global Leadership Program Мичиганского университета4.
На организационном уровне наиболее актуальными для разработки направлениями теории лидерства являются уточнение роли лидера в построении корпоративной культуры и управлении ею, а также зависимость стиля лидерства от этапа жизненного цикла организации. Первая проблема анализировалась в известной книге Э. Шайна5, однако ряд вопросов пока не нашел убедительных ответов.
В отношении выбора стиля лидерства в зависимости от этапа жизненного цикла организации привлекательной представляется модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара6, но автор одной из наиболее популярных моделей жизненного цикла А. Адизес во второй своей книге, развивающей идеи первой, прошел мимо этой возможности. Случайно ли это? Связан ли этот факт с неверием Адизеса в психологическую гибкость человека, которая позволяет ему эффективно руководить компанией на существенно отличающихся друг от друга этапах жизненного цикла, или тому есть иные причины? Для ответа на эти вопросы было бы вполне уместно наложение деловых биографий известных лидеров бизнеса, упоминавшихся выше, на кривую жизненного цикла соответствующей компании и сравнение результатов такого наложения применительно к разным компаниям.
Анализ лидерства в контексте меняющейся внешней среды характеризуется, по на­шему мнению, тремя основными направлениями. Первое, первоначальная разработка которого начата Тромпенаарсом и Хэмпден-Тернером7, касается навыков управления парадоксами, во множестве генерируемыми современной средой бизнеса. Представ­ляется, что указанные авторы коснулись важных парадоксов, однако не исчерпали их список. К нему в качестве примера можно было бы добавить пару «аналитическое мыш­ление — образное мышление». Второе направление касается целеполагания. Как уже отмечалось выше, этичность целеполагания лидеров бизнеса оказалась под сомнени­ем вследствие недавних корпоративных скандалов. Помимо этого, исследования лау­реата Нобелевской премии по экономике 2002 года Д. Канемана и его коллег показали, что иррациональная компонента в целеполагании может быть весьма значительной. Поэтому в целом это направление в рамках проблемного поля лидерства требует даль­нейшей разработки. Наконец, в условиях глобализации неизбежно должен обострить­ся интерес к национальным стилям лидерства и их взаимодействию. Одним из эффек­тивных подходов здесь может быть методика Тромпенаарса и Хэмпден-Тернера, однако вряд ли с ее помощью можно исчерпать проблему, поскольку, несмотря на отчетливую мультикультурную ориентацию этих исследователей, их европейское происхождение яв­ляется серьезным «ограничителем» предлагаемых ими подходов. Сравнительные исследования национальных стилей лидерства продолжаются (см., например, обзор в известной книге Н. Адлер8 и недавнюю монографию Б. Бьерка9), однако синтез их результатов пока не просматривается. Кроме того, необходим переход к кросс-культур­ным исследованиям, то есть к изучению столкновения различных национальных стилей лидерства, что может дать весьма неожиданные результаты10.
Таким образом, несмотря на огромный объем результатов, полученный многочис­ленными исследователями лидерства, множество проблем, связанных с этим феноме­ном, остается еще не исследованным. Произойдет ли когда-нибудь, если пользоваться термином Кэ де Ври, демистификация лидерства?

    1 Jago A.G. Leadership perspectives in theory and practice // Management Science, 1982, vol. 28(3), p. 315-336.
    2 Речь идет о теории, предложенной американским исследователем Д. Голманом (Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 1995).
    3 Кэде Ври М. Мистика лидерства: развитие эмоци­онального интеллекта. М.: Альпина Паблишер, 2003. (В оригинале книга имеет другой подзаголовок A User\'s Manual for the Human Enterprise.)
    4 См.: Филонович С.Р. Global Leadership Program как модель обучения действием // Менеджмент (4), c. 49-59.
    5 Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1992. (Есть русский перевод: Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. СПб.: Питер, 2002.)
    6 Наиболее полное изложение этой теории дано в книге: Hersey P., Blanchard K.H. Management of Organizational Behavior. 6th ed., Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1993.
    7 Trompenaars F., Humpten-Turner C. 21 Leaders for the 21st Century: How Innovative Leaders Manage in the Digital Age. N.Y.: McGrow-Hill, 2002.
    8 Adler N. International Dimensions of Organization Behavior, 2nd ed. Boston: PWS-Kent, 1991.
    9 Bjerke B. Business Leadership and Culture: National Management Styles in the Global economy. Edward Elgar Publishing, 2000.
    10 Об этом свидетельствуют, например, результаты кросс-культурных исследо­ваний, проведенных еще в 1980-е годы А. Лораном (Laurent A. The cultural diversity of Western concep­tions of management // International Studies of Management and Organizations, 1983, 13(1), p. 75-96.)

четверг, 4 февраля 2016 г.

Каким должен быть выдающийся лидер?


Требовательным, жёстким и даже язвительным, как У. Черчилль? Авторитарным, деспотичным, личностью вокруг которой строится её культ, как И. Сталин? Или духовным наставником, который внемлет голосу разума и отдаёт предпочтение философии ненасилия, а не камням и оружию, как М. Ганди? История знает множество примеров, подпадающих под эти описания и под десятки других. Так что однозначного ответа здесь быть не может. По этой причине мы собрали несколько взглядов и подходов тех людей, которые сами были лидерами в своих отраслях, и делимся ими с вами.
Джон РокфеллерК первому в мировой истории долларовому миллиардеру можно относиться по-разному. Для одних он бизнес-идол, для других – безжалостно идущий по головам и не останавливающийся ни перед чем (даже расправой) воротила. Но то, что этот человек обладал незаурядными талантами – не подлежит сомнению. Он был не только выдающимся предпринимателем, но и человеком способным повести за собой людей, заработать лояльность и получить поддержку.
И дело здесь не только в спонсорской деятельности, благодаря которой сегодня существуют два университета и известный на весь мир благотворительный фонд. Дж. Рокфеллер заботился о тех, кто был к нему привязан и своим трудом воплощал его идеи в жизнь. Он управлял бизнесом не из шикарно обставленного кабинета, а каждый день обходил предприятие, подбадривая своих работников. Для него важными были труд, долг и верность. Его люди получали очень высокую по меркам тех лет зарплату, оплачиваемые больничные, щедрое пособие по выходу на пенсию.
Но Дж. Рокфеллера не только уважали, но и боялись. Он мог быть жестоким по отношению к тому, кто работал ненадлежащим образом и был, по его мнению, слабаком. Таких людей в созданной им же системе миллиардер не терпел.

Генри Форд
______________________________________________________
Об автомобильном магнате, миллиардере, изменившем технологический облик мира, слышал каждый. О. Хаксли именно Г. Форда выбрал «богом» мира будущего – мира технологий и машин. Но этот человек знаменит не только благодаря созданию марки автомобилей названных в его честь и упоминанию в одной из лучших антиутопий.
Г. Форд умел удивительным образом располагать к себе людей. Он охотно делился своими мыслями о ведении бизнеса и взглядами на жизнь (часто противоречивыми – он поддерживал Гитлера и высказывал антисемитские убеждения). По сегодняшним меркам он был просто отличным пиарщиком.
Говоря о нём, как о выдающемся лидере, следует упомянуть такие положительные качества как упорство, умение самому засучить рукава и потрудиться, даже когда очень немногие верят в твою затею. Его можно отнести к тем людям, которые до конца идут по своему пути, несмотря на взлёты и падения. Фанатическая страсть к делу, желание самому во всём участвовать и контролировать мельчайшие детали производства, а не делегировать, к концу жизни фактически обанкротили Г. Форда, что никак не влияет на гениальность этого человека. Он стоял у истоков концепции потребительства, начав платить своим рабочим зарплату в 2 раза больше, чем на других заводах, тем самым заставив их дорожить работой, и, в то же время, сделав производимый продукт доступным для них. Это была лучшая реклама.

Махатма Ганди
_____________________________________________________
М. Ганди – редкий пример такого типа лидерства, который объединяет в себе и духовное наставничество, и социальный вид политика. Он заставлял за собой следовать не только умы людей, но и их сердца. И умел это делать вне зависимости от религии и разделяемых методов борьбы, что было камнем преткновения Индии того времени.
Не камни и оружие, не деньги, а слова сделали М. Ганди предводителем борьбы британской колонии за свою независимость. Великий оратор и духовный лидер объединил разные слои индийского общества под флагом идеи ненасильственного сопротивления. Многие из его взглядов продолжают оставаться актуальными и сегодня:
«Дела совести не решаются большинством голосов».
«Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает все возможное, чтобы стать святым».
«Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других».
«Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы – правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, – враги отечества».
Акио Морита
Япония в некоторой мере, как и Британия – страна традиций и ритуалов. В том числе в корпоративной культуре. А. Морита был тем, кто поменял эти представления и сделал надпись «Made in Japan» узнаваемой во всём мире. Именно ему мы обязаны появлением как архаичных (по сегодняшним меркам) транзисторных телевизоров и карманных радиоприёмников, так и нестареющего «Walkman». У основателя корпорации «Sony» в целом можно многому поучиться, в том числе и в плане лидерства.
А. Морита был не из тех людей, для кого условности – сдерживающий фактор. Нет, не во всём конечно, но в плане отношения к японской корпоративной культуре с её патриархальными порядками точно. За это многие считали его выскочкой, порицали. И передавали из уст в уста истории о том, как он мог сразу взять работать на должность своего зама недовольного покупкой телевизора клиента. Для японского предпринимателя бизнес был не просто способом заработать денег, но и жизнью, от которой он получал удовольствие. Уже будучи успешным предпринимателем, он проводил в воздухе больше дней, чем на земле. На открытии каждого представительства появлялся лично, знакомился с работниками, шутил. И всё время работал. Даже больше чем его подчинённые. И эта страсть вдохновляла.

Стивен Джеррард
_____________________________________________________
«Кого вы считаете величайшим игроком современности у «Ливерпуля?»». Этот вопрос можно задать и 50-летнему болельщику со стажем и 20-летнему поклоннику АПЛ – в большинстве случаев ответ будет одинаковым: «Стивен Джеррард».
В сегодняшнем футболе с его запредельными трансферными суммами, человек, который всю свою карьеру посвятил одному клубу, пережив с ним моменты славы и познав горечь поражений – редкость. Это ещё большая редкость, если он играет за клуб, дела у которого идут не очень, как в игровом, так и в финансовом плане, но не принимает щедрые предложения от других. Таков С. Джеррард. Он не так часто снимается в дорогостоящих рекламах, не блещет модной прической, не выделяется эксцентричностью и не старается привлечь к себе внимание прессы методами кроме футбольных. Он выходит на поле и играет – забивает решающие мячи и допускает судьбоносные ошибки. Он – капитан, легенда, лидер. Человек с качествами, которые всё реже встречаются у современных людей – упорство, трудолюбие, терпение, верность.
Даже после не самых удачных матчей его провожают с поля овациями. Приходящие звёзды и кумиры есть у всех, но у Ливерпуля есть Стиви Джи. Билл Шенкли, легендарный британский менеджер, однажды сказал что-то вроде: «Некоторые говорят, что футбол это дело жизни и смерти. На самом деле – это гораздо важнее». И помимо самого Шенкли на Энфилде знают ещё как минимум одного человека, который это доказал.

Дэвид Огилви
______________________________________________________
Д. Огилви – культовая для рекламной сферы личность. Представительства компании, созданной благодаря его таланту, сегодня есть во многих странах, в том числе в России. Чтобы управлять такой сетью, нужно было обладать определёнными талантами. О них Д. Огилви написал в известной «О рекламе». Они злободневны и очень актуальны:
«1. Безжалостно увольняйте неисправимых интриганов. Их всегда можно вычислить по тому, насколько часто они присылают вам анонимки и прочие сочащиеся ядом служебные записки с жалобами на происки своих соперников.
Если кто-нибудь заходит к вам в кабинет и начинает поливать грязью своего коллегу, вызовите последнего к себе и заставьте обвинителя еще раз повторить свои слова в его присутствии.
Неустанно боритесь с анонимками и «бумажными войнами». Приучите своих людей выяснять отношения лицом к лицу.
Организуйте внутри своего агентства «обеденный клуб». Часто внутри его бывшие враги становятся друзьями.
Пресекайте в зародыше любые доносы, кляузы и нытье.
Не заводите «любимчиков».
Не интригуйте сами. Если вы начнете играть в старую как мир игру под названием «разделяй и властвуй», ваше агентство рано или поздно вылетит в трубу».
Источник >>

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Дивергентное мышление: особенности, способы развития


дивергентное мышление

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.
Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и  по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации». 
Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для кождого навыка:
  1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10  реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.  Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов»Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?
С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.
«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».  
Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?
Автор: Оксана Седашова

четверг, 28 января 2016 г.

Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития

Правополушарное мышление
Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление. Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:
  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, интуиция и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.
Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки.  Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к лидерству и управлению  человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести убедительную речь, вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.
Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях».  Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».
«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт  увеличения часов уроков музыки».  
В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик Генриха АльтшуллераЭдварда де Боно, Майкла Микалко, Тони Бьюзена, Джулии Камерон, Мерили Зденек  и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».
Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.
  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.
Вначале зрительные образы: банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.
Далее – слуховые образы: шум моря, звук движущегося трамвая, звуки фортепиано, звон колокольчика, порывы ветра, падающие капли, чириканье воробьёв, эхо, шёпот.
Телесные образы: поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.
И в конце – обонятельные и осязательные образы: аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.
  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.
Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное,  интуитивно-образное мышление связано с лидерством?
Автор: Оксана Седашова