пятница, 24 июня 2016 г.

Стратегии мышления гениев: Леонардо да Винчи: на крыльях воображения

Художник, изобретатель, анатом, музыкант, архитектор, конструктор, математик, писатель. Автор «Моны Лизы» и «Тайной вечери», который изобрел парашют, подводную лодку, танк, велосипед и увеличительное стекло, а кроме того, внес большой вклад в развитие анатомии, ботаники, архитектуры, механики, оптики, математики и других наук.
До сих пор трудно поверить, что речь идет об одном человеке. 
Прогуливаясь по улицам Флоренции, Леонардо нередко встречал торговцев, которые предлагали приобрести птиц в клетках. Да Винчи платил им требуемую цену, а затем… открывал клетку и выпускал пленников в синее небо, в те недосягаемые высоты, где уже давно парил его разум, свободный от предрассудков и давно опередивший свое время.
Неуемное любопытство и бесконечные вопросы самому себе постоянно подстегивали Леонардо идти вперед и помогали ему все глубже погружаться в тайны нашего мира.
«Я целыми днями бродил по сельским окрестностям, ища ответы на свои вопросы и пытаясь уразуметь вещи, которых я не понимал. Каким путем морские раковины оказались на вершинах гор, наряду с отпечатками кораллов и водорослей, обычно находимых в море? Почему гром продолжается дольше, чем его причина, и почему молния без промедления становится видимой глазу, тогда как грому нужно время, чтобы одолеть расстояние? Каким образом вокруг того места на воде, в которое был брошен камень, образуются водяные круги? Почему птица удерживается в воздухе? Эти вопросы, а также и другие странные явления занимают мою мысль на протяжении всей моей жизни».
Какие же подходы к мышлению помогли Леонардо добиться таких результатов? Как думал этот великий человек? Разберем некоторые приемы и методы.

Настрой на креатив


Леонардо мыслил образами. Он утверждал, что зрение является «главным средством, при помощи которого понимание человека может наиболее полно оценить бесконечную работу природы».
Для великого ученого знание возникало при наблюдении некоторого явления и при последующем ясном и полном представлении его в виде рисунка. При этом стремясь максимально достоверно перенести увиденное на бумагу, Леонардо всегда изображал предмет в трех проекциях:
«…если ты хочешь досконально, анатомически знать все части, из которых состоит человек, тебе, а вернее, твоему глазу, надобно рассмотреть эти части со всех точек зрения, поворачивая всякий член так и сяк и разглядывая его и снизу, и сверху, и со всех прочих сторон, дабы выяснить, откуда он начинается...»
Язык для Леонардо играл второстепенную роль. В его тетрадях не рисунки были иллюстрациями к его заметкам, а наоборот, слова являлись простыми комментариями к рисункам. Он считал, что язык способен описать открытия, но никак не годится для того, чтобы его сделать.
Неудивительно, что и для настройки ума на творческий процесс Леонардо использовал зрение и силу воображения:
«Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям. Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово».
Наверняка и вы в детстве пытались увидеть волшебные замки или забавных животных в проплывающих по небу облаках. Оказывается, это упражнение полезно выполнять и во взрослом возрасте. Согласно записным книжкам да Винчи, он иногда просто бросал губку с краской в стену и затем изучал пятна.
Практикуйтесь как можно чаще, изучая облака, пятна на стенах, тени от листвы или любые формы, которые вам приглянутся. И вы почувствуете, как ваши творческие способности начнут работать в полную силу. 
Этот способ простой и вместе с тем очень действенный. Он помогает не только разогреть воображение, но и увидеть что-то общее между не связанными на первый взгляд вещами. Как заметил Леонардо, человеческий мозг устроен так, что не может думать о двух объектах и при этом не установить между ними связи, как бы далеки они друг от друга ни были. Так увиденные среди камней картины давали новый импульс идеям, над которыми в данный момент размышлял великий гений.

Множественные перспективы

Будучи очень дотошным человеком в хорошем смысле этого слова, Леонардо никогда не ограничивался одним взглядом на объект, который изучал, будь то человеческое тело или парящая в небе птица. Такой подход он использовал и при формулировании задачи. Он полагал, что первый взгляд на проблему ни капли не помогает приблизиться к ее решению, так как это обычный способ видеть вещи. Поэтому в своей обычной манере изучать предметы со всех сторон мастер всегда крутил задачу и так, и эдак, пока не начинал видеть ее суть. Такую мыслительную стратегию Леонардо называл saper vedere, то есть «знать, как смотреть».
Помните, что в формулировке проблемы заключена половина решения. Берите пример с Леонардо, не останавливайтесь на первом варианте, который пришел вам в голову. Придумывайте еще как минимум пять.
Другой вариант применения этого подхода, который также полезно использовать в работе, – оценка идеи с нескольких точек зрения. Например, при изобретении велосипеда Леонардо поочередно ставил себя на место будущего велосипедиста, инвестора и, наконец, целого города, где этот вид транспорта будет использоваться. Только объединив все эти взгляды, он смог осознать идею велосипеда более полно и законченно. 
Попробуйте представить себя на месте хотя бы трех типичных представителей ваших клиентов. Как можно лучше войдите в каждую из этих ролей. Попробуйте думать и чувствовать себя, как этот человек. Представьте, что вас волнует, о чем вы мечтаете, о чем беспокоитесь, а потом переместите фокус на ваш продукт. Увидите, у вас появится много новых интересных идей – проверено гениями! Помните, Уолт Дисней тоже представлял себя на месте персонажей своих мультиков, а когда он озвучивал Микки Мауса, то так вживался в его роль, что не мог удержаться и повторял все его действия.
Как разница точек зрения позволяет глазу воспринимать глубину, так и множественные перспективы углубляют ваше понимание.

Генерация идей. Новые вариации ключевых деталей

Как и Шерлок, Леонардо большое внимание уделял деталям: он считал, что именно с них начинается путь к пониманию вещей. Мастер видел всю проблему или объект целиком, а потом начинал переходить от одной детали к другой. Он считал, что знание возникает, когда ты сумеешь отделить части от целого и проанализировать их взаимоотношения.
Неудивительно, что одна из излюбленных мыслительных стратегий Леонардо, которую можно взять на вооружение, – сочетание ключевых элементов (деталей) для создания чего-то нового. Давайте узнаем, как он это делал и как можно использовать эту стратегию на практике.
Регулярно выделяя ключевые детали в структуре предмета, Леонардо заметил, что они повторяются у различных объектов, как, например, у каждого человека на лице есть нос, глаза, губы, а у птицы – клюв и крылья. Тогда Леонардо понял, что гораздо легче будет запомнить, как выглядит объект, если хорошо знать различные вариации этих деталей.
«Если вы хотите обрести легкость в запоминании выражения лица, сначала выучите наизусть несколько разных типов голов, глаз, носов, ртов, подбородков, горла, а также шей и плеч. Возьмите, например, носы; существует десять типов носов: прямой, картошкой, вогнутый, выступающий ниже или выше центра, орлиный, правильный, обезьяний, круглый, заостренный… Подобным образом вы обнаружите разнообразие других черт; эти особенности следует изучать в природе и фиксировать у себя в памяти».
Кроме того, различные вариации ключевых деталей объекта – это просто кладезь новых идей, если пробовать комбинировать их в случайном порядке. Вот, например, как можно создать фантастическое животное:
«Если вы хотите, чтобы какое-то из придуманных вами животных казалось реальным (предположим, что это дракон), возьмите голову мастифа или сеттера, глаза кошки, уши дикобраза, нос гончей, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».
Что интересно, Леонардо пробовал создать такое животное в реальности. В книге «Гений Леонардо да Винчи» Андре Частел писал: «К спине очень странной ящерицы, которую нашел один винодел в Бельведере, Леонардо ртутью прикрепил крылья, сделанные из чешуи других ящериц, эти крылья трепетали при движении ящерицы. Затем он сделал глаза, рог и бороду, приручил ящерицу и держал ее в коробке, он показывал ее своим друзьям, и они разбегались в ужасе».
Гротескные головы на карикатурах Леонардо тоже созданы из различных сочетаний задан¬ного набора глаз, подбородков, носов и т. д. Существует мнение, что и знаменитая Джоконда – не что иное, как такая мозаика, слепленная из наиболее привлекательных для человеческого глаза черт лица.
Леонардо использовал такую стратегию не только для создания карикатур, но и для изобретений, собирая разные механические части и принципы для проектирования новых машин. 
Чтобы использовать стратегию Леонардо, сделайте следующее. Сформулируйте проблему несколькими способами, пока не найдете тот, который покажется вам наиболее подходящим. Выделите ключевые параметры проблемы. Если вам трудно это сделать, попробуйте воспользоваться стратегией Леонардо, который проводил аналогии между структурами разных систем, например, между человеческим телом и землей («У человека есть кости, которые поддерживают его плоть, так и у Земли есть скалы и камни, поддерживающие почву; у человека есть озеро крови, легкие наполняются и опустошаются при дыхании, так и у тела Земли есть океан, который приливает и отливает каждые шесть часов в космическом дыхании…»). Обратитесь к примерам прошлых проектов или систем, которые уже хорошо вам знакомы, выделите ключевые элементы там, а затем, по аналогии, определите их в проблеме, над которой работаете. 
После того как ключевые параметры найдены, опишите все возможные вариации каждого отдельного параметра, которые придут в голову. Удобнее делать это в таблице, где название столбца – один ключевой параметр. Затем наугад выберите по одному пункту из каждого столбика, соедините их и подумайте, какую идею подсказывает вам это сочетание. Если возникнут затруднения, попробуйте выбрать другой набор. Или воспользуйтесь приемом настройки на креатив, который мы описывали выше, а потом вернитесь к проблеме. Уверены, новые идеи не заставят себя долго ждать.
Источник >>