воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то, весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. В статье, фрагмент из которой публикуется ниже, дан обзор основных теорий лидерства в их исторической взаимосвязи, а в данном фрагменте результаты этого обзора сводятся в единую, удобную для анализа схему.

Классификация существующих теорий

Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно. Одной из наиболее известных классификационных схем является схема, предложенная А. Яго1 и показанная в таблице 1. С помощью этой схемы можно упорядочить (не в хронологической последовательности, а в содержательном смысле) классические теории лидерства, однако работы современных исследователей плохо поддаются такой классификации. Например, теория эмоционального интеллекта2 оказывается в самом центре этой таблицы, поскольку в ней рассматриваются определенные черты личности, проявляющиеся в конкретных формах поведения, часть из которых универсальна, а часть — ситуационна.
Таблица 1. Схема классификации теорий лидерства А. Яго
Схема классификации теорий лидерства А. Яго
Иными словами, двухмерная таблица оказывается недостаточной для отражения даже основных направлений исследования проблемы лидерства. Конечно, проблемное поле лидерства многомерно, но ограниченность нашего воображения не позволяет адекватно оформить эту идею графически. Можно предложить другой подход к «картированию» теорий лидерства. Для этого можно воспользоваться простой схемой «личность — группа — организация — внешняя среда», представленной как система вложенных концентрических кругов. В качестве одной из осей, по которой можно расположить теории, мы выберем ось «позиция — процесс» и будем располагать теории лидерства вдоль нее в зависимости от большей или меньшей ориентации конкретной теории на позицию лидера или процесс осуществления лидерства. В качестве второй оси можно использовать диаду «нормативный (универсальный) подход — ситуационный подход». Тогда рассмотренные выше теории окажутся расположенными на «карте» лидерства так, как показано на рисунке 1. Отсю­да отчетливо следует, что существующие теории лидерства достаточно равномерно распределены по «карте». В то же время просматривается определенный дефицит нор­мативно-процессных и ситуационно-процессных теорий, которые ориентируются на группы, организации и внешнюю среду. Вероятно, развитие таких теорий — дело буду­щего.
«Карта» теорий лидерства (увеличенный вариант рисунка -> в новом окне)

Проблемное поле лидерства

Этой плоской «карты», однако, не хватает, чтобы представить на ней еще и проблемное поле современного лидерства. Его мы попытались изобразить совокупностью векторов, каждый из которых является целым направлением исследований лидерства как в микро-, так и в макроперспективе. В итоге получилась картина, представленная на рисунке 2.
Применительно к личности наиболее вероятными направлениями развития теорий лидерства будут разработка концепций эмоционального интеллекта (о чем, в частно­сти, свидетельствует появление книги Кэ де Ври3) и мотивации к лидерству. Последняя тема вообще плохо представлена в литературе, хотя проблема мотивации имеет самое непосредственное отношение к дуалистической природе лидерства: кто и как мотиви­руется к позиционному лидерству, а кто и как — к процессуальному?
Проблемное поле лидерства в менеджменте (увеличенный вариант рисунка -> в новом окне)
В отношении проблемы «лидер-группа» наименее разработанной является теория «распределенного» лидерства, хотя на практике эта форма лидерства оказывается весьма результативной. Она, кстати, использовалась в знаменитой Global Leadership Program Мичиганского университета4.
На организационном уровне наиболее актуальными для разработки направлениями теории лидерства являются уточнение роли лидера в построении корпоративной культуры и управлении ею, а также зависимость стиля лидерства от этапа жизненного цикла организации. Первая проблема анализировалась в известной книге Э. Шайна5, однако ряд вопросов пока не нашел убедительных ответов.
В отношении выбора стиля лидерства в зависимости от этапа жизненного цикла организации привлекательной представляется модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара6, но автор одной из наиболее популярных моделей жизненного цикла А. Адизес во второй своей книге, развивающей идеи первой, прошел мимо этой возможности. Случайно ли это? Связан ли этот факт с неверием Адизеса в психологическую гибкость человека, которая позволяет ему эффективно руководить компанией на существенно отличающихся друг от друга этапах жизненного цикла, или тому есть иные причины? Для ответа на эти вопросы было бы вполне уместно наложение деловых биографий известных лидеров бизнеса, упоминавшихся выше, на кривую жизненного цикла соответствующей компании и сравнение результатов такого наложения применительно к разным компаниям.
Анализ лидерства в контексте меняющейся внешней среды характеризуется, по на­шему мнению, тремя основными направлениями. Первое, первоначальная разработка которого начата Тромпенаарсом и Хэмпден-Тернером7, касается навыков управления парадоксами, во множестве генерируемыми современной средой бизнеса. Представ­ляется, что указанные авторы коснулись важных парадоксов, однако не исчерпали их список. К нему в качестве примера можно было бы добавить пару «аналитическое мыш­ление — образное мышление». Второе направление касается целеполагания. Как уже отмечалось выше, этичность целеполагания лидеров бизнеса оказалась под сомнени­ем вследствие недавних корпоративных скандалов. Помимо этого, исследования лау­реата Нобелевской премии по экономике 2002 года Д. Канемана и его коллег показали, что иррациональная компонента в целеполагании может быть весьма значительной. Поэтому в целом это направление в рамках проблемного поля лидерства требует даль­нейшей разработки. Наконец, в условиях глобализации неизбежно должен обострить­ся интерес к национальным стилям лидерства и их взаимодействию. Одним из эффек­тивных подходов здесь может быть методика Тромпенаарса и Хэмпден-Тернера, однако вряд ли с ее помощью можно исчерпать проблему, поскольку, несмотря на отчетливую мультикультурную ориентацию этих исследователей, их европейское происхождение яв­ляется серьезным «ограничителем» предлагаемых ими подходов. Сравнительные исследования национальных стилей лидерства продолжаются (см., например, обзор в известной книге Н. Адлер8 и недавнюю монографию Б. Бьерка9), однако синтез их результатов пока не просматривается. Кроме того, необходим переход к кросс-культур­ным исследованиям, то есть к изучению столкновения различных национальных стилей лидерства, что может дать весьма неожиданные результаты10.
Таким образом, несмотря на огромный объем результатов, полученный многочис­ленными исследователями лидерства, множество проблем, связанных с этим феноме­ном, остается еще не исследованным. Произойдет ли когда-нибудь, если пользоваться термином Кэ де Ври, демистификация лидерства?

    1 Jago A.G. Leadership perspectives in theory and practice // Management Science, 1982, vol. 28(3), p. 315-336.
    2 Речь идет о теории, предложенной американским исследователем Д. Голманом (Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 1995).
    3 Кэде Ври М. Мистика лидерства: развитие эмоци­онального интеллекта. М.: Альпина Паблишер, 2003. (В оригинале книга имеет другой подзаголовок A User\'s Manual for the Human Enterprise.)
    4 См.: Филонович С.Р. Global Leadership Program как модель обучения действием // Менеджмент (4), c. 49-59.
    5 Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1992. (Есть русский перевод: Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. СПб.: Питер, 2002.)
    6 Наиболее полное изложение этой теории дано в книге: Hersey P., Blanchard K.H. Management of Organizational Behavior. 6th ed., Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1993.
    7 Trompenaars F., Humpten-Turner C. 21 Leaders for the 21st Century: How Innovative Leaders Manage in the Digital Age. N.Y.: McGrow-Hill, 2002.
    8 Adler N. International Dimensions of Organization Behavior, 2nd ed. Boston: PWS-Kent, 1991.
    9 Bjerke B. Business Leadership and Culture: National Management Styles in the Global economy. Edward Elgar Publishing, 2000.
    10 Об этом свидетельствуют, например, результаты кросс-культурных исследо­ваний, проведенных еще в 1980-е годы А. Лораном (Laurent A. The cultural diversity of Western concep­tions of management // International Studies of Management and Organizations, 1983, 13(1), p. 75-96.)

четверг, 4 февраля 2016 г.

Каким должен быть выдающийся лидер?


Требовательным, жёстким и даже язвительным, как У. Черчилль? Авторитарным, деспотичным, личностью вокруг которой строится её культ, как И. Сталин? Или духовным наставником, который внемлет голосу разума и отдаёт предпочтение философии ненасилия, а не камням и оружию, как М. Ганди? История знает множество примеров, подпадающих под эти описания и под десятки других. Так что однозначного ответа здесь быть не может. По этой причине мы собрали несколько взглядов и подходов тех людей, которые сами были лидерами в своих отраслях, и делимся ими с вами.
Джон РокфеллерК первому в мировой истории долларовому миллиардеру можно относиться по-разному. Для одних он бизнес-идол, для других – безжалостно идущий по головам и не останавливающийся ни перед чем (даже расправой) воротила. Но то, что этот человек обладал незаурядными талантами – не подлежит сомнению. Он был не только выдающимся предпринимателем, но и человеком способным повести за собой людей, заработать лояльность и получить поддержку.
И дело здесь не только в спонсорской деятельности, благодаря которой сегодня существуют два университета и известный на весь мир благотворительный фонд. Дж. Рокфеллер заботился о тех, кто был к нему привязан и своим трудом воплощал его идеи в жизнь. Он управлял бизнесом не из шикарно обставленного кабинета, а каждый день обходил предприятие, подбадривая своих работников. Для него важными были труд, долг и верность. Его люди получали очень высокую по меркам тех лет зарплату, оплачиваемые больничные, щедрое пособие по выходу на пенсию.
Но Дж. Рокфеллера не только уважали, но и боялись. Он мог быть жестоким по отношению к тому, кто работал ненадлежащим образом и был, по его мнению, слабаком. Таких людей в созданной им же системе миллиардер не терпел.

Генри Форд
______________________________________________________
Об автомобильном магнате, миллиардере, изменившем технологический облик мира, слышал каждый. О. Хаксли именно Г. Форда выбрал «богом» мира будущего – мира технологий и машин. Но этот человек знаменит не только благодаря созданию марки автомобилей названных в его честь и упоминанию в одной из лучших антиутопий.
Г. Форд умел удивительным образом располагать к себе людей. Он охотно делился своими мыслями о ведении бизнеса и взглядами на жизнь (часто противоречивыми – он поддерживал Гитлера и высказывал антисемитские убеждения). По сегодняшним меркам он был просто отличным пиарщиком.
Говоря о нём, как о выдающемся лидере, следует упомянуть такие положительные качества как упорство, умение самому засучить рукава и потрудиться, даже когда очень немногие верят в твою затею. Его можно отнести к тем людям, которые до конца идут по своему пути, несмотря на взлёты и падения. Фанатическая страсть к делу, желание самому во всём участвовать и контролировать мельчайшие детали производства, а не делегировать, к концу жизни фактически обанкротили Г. Форда, что никак не влияет на гениальность этого человека. Он стоял у истоков концепции потребительства, начав платить своим рабочим зарплату в 2 раза больше, чем на других заводах, тем самым заставив их дорожить работой, и, в то же время, сделав производимый продукт доступным для них. Это была лучшая реклама.

Махатма Ганди
_____________________________________________________
М. Ганди – редкий пример такого типа лидерства, который объединяет в себе и духовное наставничество, и социальный вид политика. Он заставлял за собой следовать не только умы людей, но и их сердца. И умел это делать вне зависимости от религии и разделяемых методов борьбы, что было камнем преткновения Индии того времени.
Не камни и оружие, не деньги, а слова сделали М. Ганди предводителем борьбы британской колонии за свою независимость. Великий оратор и духовный лидер объединил разные слои индийского общества под флагом идеи ненасильственного сопротивления. Многие из его взглядов продолжают оставаться актуальными и сегодня:
«Дела совести не решаются большинством голосов».
«Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает все возможное, чтобы стать святым».
«Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других».
«Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы – правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, – враги отечества».
Акио Морита
Япония в некоторой мере, как и Британия – страна традиций и ритуалов. В том числе в корпоративной культуре. А. Морита был тем, кто поменял эти представления и сделал надпись «Made in Japan» узнаваемой во всём мире. Именно ему мы обязаны появлением как архаичных (по сегодняшним меркам) транзисторных телевизоров и карманных радиоприёмников, так и нестареющего «Walkman». У основателя корпорации «Sony» в целом можно многому поучиться, в том числе и в плане лидерства.
А. Морита был не из тех людей, для кого условности – сдерживающий фактор. Нет, не во всём конечно, но в плане отношения к японской корпоративной культуре с её патриархальными порядками точно. За это многие считали его выскочкой, порицали. И передавали из уст в уста истории о том, как он мог сразу взять работать на должность своего зама недовольного покупкой телевизора клиента. Для японского предпринимателя бизнес был не просто способом заработать денег, но и жизнью, от которой он получал удовольствие. Уже будучи успешным предпринимателем, он проводил в воздухе больше дней, чем на земле. На открытии каждого представительства появлялся лично, знакомился с работниками, шутил. И всё время работал. Даже больше чем его подчинённые. И эта страсть вдохновляла.

Стивен Джеррард
_____________________________________________________
«Кого вы считаете величайшим игроком современности у «Ливерпуля?»». Этот вопрос можно задать и 50-летнему болельщику со стажем и 20-летнему поклоннику АПЛ – в большинстве случаев ответ будет одинаковым: «Стивен Джеррард».
В сегодняшнем футболе с его запредельными трансферными суммами, человек, который всю свою карьеру посвятил одному клубу, пережив с ним моменты славы и познав горечь поражений – редкость. Это ещё большая редкость, если он играет за клуб, дела у которого идут не очень, как в игровом, так и в финансовом плане, но не принимает щедрые предложения от других. Таков С. Джеррард. Он не так часто снимается в дорогостоящих рекламах, не блещет модной прической, не выделяется эксцентричностью и не старается привлечь к себе внимание прессы методами кроме футбольных. Он выходит на поле и играет – забивает решающие мячи и допускает судьбоносные ошибки. Он – капитан, легенда, лидер. Человек с качествами, которые всё реже встречаются у современных людей – упорство, трудолюбие, терпение, верность.
Даже после не самых удачных матчей его провожают с поля овациями. Приходящие звёзды и кумиры есть у всех, но у Ливерпуля есть Стиви Джи. Билл Шенкли, легендарный британский менеджер, однажды сказал что-то вроде: «Некоторые говорят, что футбол это дело жизни и смерти. На самом деле – это гораздо важнее». И помимо самого Шенкли на Энфилде знают ещё как минимум одного человека, который это доказал.

Дэвид Огилви
______________________________________________________
Д. Огилви – культовая для рекламной сферы личность. Представительства компании, созданной благодаря его таланту, сегодня есть во многих странах, в том числе в России. Чтобы управлять такой сетью, нужно было обладать определёнными талантами. О них Д. Огилви написал в известной «О рекламе». Они злободневны и очень актуальны:
«1. Безжалостно увольняйте неисправимых интриганов. Их всегда можно вычислить по тому, насколько часто они присылают вам анонимки и прочие сочащиеся ядом служебные записки с жалобами на происки своих соперников.
Если кто-нибудь заходит к вам в кабинет и начинает поливать грязью своего коллегу, вызовите последнего к себе и заставьте обвинителя еще раз повторить свои слова в его присутствии.
Неустанно боритесь с анонимками и «бумажными войнами». Приучите своих людей выяснять отношения лицом к лицу.
Организуйте внутри своего агентства «обеденный клуб». Часто внутри его бывшие враги становятся друзьями.
Пресекайте в зародыше любые доносы, кляузы и нытье.
Не заводите «любимчиков».
Не интригуйте сами. Если вы начнете играть в старую как мир игру под названием «разделяй и властвуй», ваше агентство рано или поздно вылетит в трубу».
Источник >>

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Дивергентное мышление: особенности, способы развития


дивергентное мышление

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.
Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и  по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации». 
Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для кождого навыка:
  1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10  реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.  Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов»Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?
С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.
«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».  
Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?
Автор: Оксана Седашова