четверг, 28 января 2016 г.

Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития

Правополушарное мышление
Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление. Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:
  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, интуиция и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.
Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки.  Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к лидерству и управлению  человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести убедительную речь, вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.
Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях».  Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».
«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт  увеличения часов уроков музыки».  
В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик Генриха АльтшуллераЭдварда де Боно, Майкла Микалко, Тони Бьюзена, Джулии Камерон, Мерили Зденек  и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».
Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.
  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.
Вначале зрительные образы: банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.
Далее – слуховые образы: шум моря, звук движущегося трамвая, звуки фортепиано, звон колокольчика, порывы ветра, падающие капли, чириканье воробьёв, эхо, шёпот.
Телесные образы: поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.
И в конце – обонятельные и осязательные образы: аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.
  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.
Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное,  интуитивно-образное мышление связано с лидерством?
Автор: Оксана Седашова

суббота, 23 января 2016 г.

Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс


правополушарное рисование
Обучение рисованию является одним из способов развития творческого мышления. Считается, что левое полушарие нашего мозга отвечает за абстрактное мышление, а правое — за образное. На самом деле взаимоотношения между полушариями гораздо более сложны и неоднозначны, но эти термины можно использовать для простоты, в качестве метафоры. Правое полушарие позволяет креативным людям переходить в особый режим восприятия реальности, так называемый П-режим. Научиться рисованию — значит, прежде всего, научиться видеть как художник.
Правополушарное рисование

Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».

Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.

Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.

Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.

Ключ к рисованию — развитие пяти навыков восприятия:
восприятие краев;
восприятие пространства;
восприятие соотношений;
восприятие света и тени;
восприятие целостного образа.

Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»

У многих людей левое полушарие является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач — реалистическое рисование.

Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.

К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.
Перевернутое рисование

Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.
Как выполнять упражнение:


Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.

После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с оригиналом.

Что у вас получилось? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Автор: Ирина Видяпина

четверг, 14 января 2016 г.

Невероятная история о превратностях судьбы

«Не счесть людей, прозревших для добра»

Порой Судьба неоправданно жестока. Или просто так кажется. А на самом деле Божественный промысел нам неподвластно разгадать, объяснить, понять. Случаются события, в которых мы готовы упрекать небеса, но только время показывает, что в них был смысл. Что, не случись однажды беды, не произошло бы потом чуда, не встал бы кирпичик мироздания в отведенную ему нишу и не произвел бы в куда большем масштабе, чем когда-то мог, грандиозный эффект. Немаловажную роль в этом играем мы, люди, являясь друг для друга опорой и поддержкой.
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
— Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
nr-696x522
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
— А мы его по очереди в школу водить будем.
— И домой провожать.
— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
— Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
— А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
a37ad9d8c5
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Удивительный человек, Лев Семёнович Понтрягин — советский математик, один из крупнейших математиков XX века, внёс значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире.
Рассказывают, что был такой случай: «Идёт лекция профессора Николая Николаевича Бухгольца, все слушают не очень внимательно, вдруг раздается голос Понтрягина: «Профессор, вы ошиблись на чертеже!» Оказывается, он, будучи слепым, «слышал» расстановку букв на чертеже и понял, что там не всё в порядке.»
e_ph_0241_01
Это невероятно, но задумайтесь — стал бы таким выдающимся человеком мальчик Лёва, если бы с ним не приключилось несчастья, и если бы рядом не оказались такие отзывчивые и надежные друзья?

среда, 13 января 2016 г.

Что не так с целями для сотрудников?

Лучше автора, пожалуй, и не скажешь: «8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего». Как ставить цели верно и зачем это эйчарам, рассказывает Ирина Хоменко.
Ирина Хоменко, HR‑бизнес‑партнёр IT‑проектов, ведущая мастер‑классов по карьере и личной эффективности. 
Интересы: рекрутинг, поиск талантов, создание сильных команд и управление с помощью обратной связи. 
"Своё профессиональное предназначение вижу в том, чтобы раскрыть сильные стороны сотрудников. 
Готовы ли вы, дорогие коллеги, из «поддерживающей функции» превратиться в партнёра для бизнеса? Тем, без кого не проходит ни одно ключевое совещание, чьё мнение так хотят узнать. В числе важнейшего, что для этого нужно — разобраться, как в вашей компании ставятся цели, именно тут очень ценен ваш взгляд со стороны.
И как раз начало года — удачное время, чтобы задать чёткие ориентиры, сфокусировать внимание на важном, выяснить, куда мы хотим прийти. Однако тема целей хотя и растиражирована, но далеко не так проста. 8 из 10 руководителей не умеют ставить цели. Более того, от достижения того, что они называют целью, не меняется ровным счётом ничего.

Зачем?

Разберёмся, зачем вообще нужны цели, как их правильно ставить… и есть ли тут какой-то «секретный секрет»?
Например, перед сотрудником поставлена цель: переделать сайт, и теперь нужно оценить результат его работы. Формально — работа выполнена. Но стал ли сайт проще для клиента? Проводят ли на нём больше времени? Уменьшилось ли число шагов до момента совершения покупки?
Нет, всё это неважно, если «цель» — просто «переделать».
Неправильно ставя цели, компания обрекает себя на риски:
  1. Ключевые сотрудники увольняются, причину ухода объясняют «более интересными задачами» и тем, что «куда-то пропала идея».
  2. Сложно оценить результат работы. Точнее так: цифры говорят, что всё хорошо. При этом клиенты недовольны и всё чаще выбирают конкурентов; между отделами не стихают междоусобные войны; командообразующие встречи есть, но сплочения нет.
  3. Действий и активности много, а результата — нет. Такое ощущение, что многое можно было и не делать. Это, в свою очередь, сильно демотивирует команду.
  4. Постоянные разговоры о том, что невозможно что-то сделать.
  5. После совещаний остаётся ощущение недосказанности. Два часа разговоров и споров, а итог неясен.
А при чём же тут эйчар? Ведь наша задача — быть поддержкой, создавать продуктивную атмосферу, вовремя набирать сотрудников, разве не так?
Дело в том, что при неправильных целях наша работа становится непрогнозируемой и малоэффективной. Если нет чётких ориентиров, таланты быстро покидают компанию, руководители вечно недовольны работой своих отделов, а показатели компании не так хороши, как когда-то. Работа превращается в бесконечную рутину, бег на месте. Так можно ли это изменить?

Пробежимся по понятиям и ошибкам

Цель — состояние дел во внешней реальности у других людей, отличающееся от состояния дел сейчас. Его можно зафиксировать средствами контроля.
Например: «внедрить систему документооборота» — не цель. А вот сделать так, чтобы полный пакет документов по сделке клиент получил за два клика — вполне себе цель (обозначены внешняя реальность, действия других людей, указан конкретный показатель).
Цели помогают компании реализовать свою миссию.
Миссия компании — достижение предельной цели.
Видение — образ организации в будущем. Видение может включать в себя способ достижения этого результата (образа).
Самая распространённая ошибка при постановке цели — это путать саму цель с её показателем. Например, средний чек, OIBDA, выручка — не могут быть целями сами по себе.
OIBDA (Operating Income Before Depreciation And Amortization) — операционный доход организации до вычета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. — Ред. HR-Journal
Пример: руководитель ставит цель NPS в процентах. Правильная ли это цель?
Нет, это показатель цели. Что изменится у клиента во внешнем мире? Он получит товар или услугу лучшего качества? Более низкую цену? Потрясающий сервис? Его обслужат так, что захочется рассказать друзьям?
NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности клиента к товару или компании. Позволяет оценить готовность потребителя к повторным покупкам. — Ред. HR-Journal

Как верно сформулировать цель?

  1. Исследовать, что происходит во внешнем мире сейчас. (Клиент делает заказ на сайте.)
  2. Как можно подтвердить это действие? (Видеозапись, фото, отчёт, веб-аналитика и др.)
  3. Что из происходящего сейчас можно улучшить? (Например, чтобы заказ можно было сделать за три шага вместо десяти.)
  4. Обозначить, что именно во внешнем мире мы будем изменять. Как это сочетается с нашей миссией и видением? Например, время заказа (прохода по всем шагам) теперь составляет всего пять секунд. 
Интересно, что такой подход в несколько раз (иногда до 20 раз!) сокращает число задач — тех, которые на самом деле ничего не меняют. В результате ваша команда совершает только целевые действия, самомотивируется (ведь результат — одно из самых сильных вдохновений) и достигает успеха.
И многие HR-процессы становятся проще. Рекрутмент: вы можете чётко рассказать о целях и о том, как будете оценивать результат. Адаптация: новичку проще ориентироваться в новой обстановке. Развитие: тренинги и семинары теперь проводятся не «чтобы было», а с прицелом на дальнейшие изменения. Оценка: достиг сотрудник цели или нет, какой подход при этом использовал. Продвижение: как работник справился с нынешними проектами.

Работа с возражениями

С какими основными возражениями вы можете столкнуться, если попробуете «перезагрузить» цели?
  1. «Это всё здорово, но мне некогда планировать/наблюдать/исследовать. Я уже всё придумал, попробуем в следующий раз».Ответ на это возражение прост — напомните известный анекдот: «что тут думать, прыгать надо».
  2. «Все и так знают свои цели». Нет, не знают. Если собрать отдел, раздать листы бумаги и попросить их написать свои цели — узнаете много интересного.
  3. «Ситуация в стране меняется, мы должны быть гибкими». Между гибкостью и непониманием, куда мы идём, — большая разница. Почему Google, Facebook, Apple настолько привлекательны? Только ли в красивых офисах, крутых компенсационных пакетах или индивидуальном графике дело? Или для людей важно быть причастным к чему-то великому? Видеть, как твоя работа делает жизнь людей проще, красивее, удобнее?
Опробуйте этот способ работы с целями".

суббота, 9 января 2016 г.

Список примеров когнитивных искажений


В лабораторных наблюдениях за птицами исследователи один раз заметили, как некоторые подопытные совершают непонятные действия, например, настойчиво стучат клювом по стенкам клетки или по полу, топчут ногой и т. д. И каждый раз оказывается, что это, так сказать, неправильно понятый условный рефлекс. То есть однажды птица случайно ударила клювом в пол, и в этот момент в клетку подали корм; животное расценило эти два события как связанные и принялось стучать клювом в пол каждый раз, когда хотело есть. В действительности два этих действия – появление корма и постукивание клювом – никак не были связаны.
Это пример когнитивных искажений, имеющих место в животном мире. Видимо, в дикой природе животные постоянно впадают в такие заблуждения, которые иногда могут стоить им жизни. У человека, стало быть, когнитивные искажения не являются чем-то уникальным (и уж тем более не следствием его «испорченной природы»), а представляют собой обыкновенный и даже неизбежный результат мыслительной деятельности.

Иллюзия корреляции
Когнитивных искажений насчитывается великое множество, и описанный выше пример – одно из самых распространённых (ведь ему подвержены даже «братья наши меньшие»!). Это иллюзия корреляции – то есть привычка видеть взаимосвязь в следующих друг за другом событиях, хотя в реальности этой связи нет. Можно сказать, что мозг автоматически фиксирует череду событий и присваивает им статус взаимосвязанных, и чисто автоматически человек в дальнейшем воспроизводит эти действия, надеясь получить тот же результат. Таким образом сформировались приметы, ритуалы, верования и в конечном итоге – все «мировые религии». Избавиться от этой иллюзии можно лишь с помощью умения анализировать происходящее. Теоретически это свойство мышления в полной мере доступно только человеку, однако в действительности пользуются им далеко не все.
Но следствием этого искажения являются не только религии и суеверия в привычном смысле слова. В повседневной жизни, выборе профессии, учёбе и работе многие действуют именно по этому принципу. Например, кто-то заметил, как его сосед устроился работать рекламным агентом и через несколько месяцев стал миллионером (ну или просто очень обеспеченным). Он «на автомате» связал эти два события и также устроился в рекламное агентство, но «обещанных» миллионов не заработал. В своё время в нашем обществе сложился список «хлебных» и «денежных» профессий: в начале 90-х это были бухгалтер, «бизнесмен» (весьма расплывчатое понятие), позже – менеджер (всё равно какой – по торговле, рекламе, производству…), агент по недвижимости, чиновник, поп-звезда, даже программист. Тысячам людей кажется, что принадлежность к этим профессиям сама по себе принесёт благосостояние и положение в обществе, но на самом деле работа рекламным агентом и получение большого дохода – события, не связанные между собой напрямую. Однако многие тихие-скромные бухгалтеры и торгующие китайской одеждой на рынке программисты по-прежнему уверены, что их образование «хлебное», а свои неудачи объясняют сторонними причинами.

Иллюзия контроля
Это ещё одно когнитивное искажение, выражающееся в том, что люди убеждены, что как-то влияют на некоторый процесс, хотя этого влияния на самом деле нет. Данное явление было исследовано в одном эксперименте. Двум группам людей предложили купить лотерейные билеты; при этом первой группе позволили самостоятельно выбрать билет, а вторым не позволили. Затем им предложили обменять купленные билеты на другие, из другой лотереи, в которой было больше шансов на выигрыш. И люди из первой группы отказывались менять, поскольку были уверены, что их билеты точно выиграют – ведь они сами выбирали!
Причин этого эффекта может быть несколько. Может быть, всё дело в эгоцентризме: мы, опять-таки автоматически, ставим себя в центр происходящих событий. А возможно, свою роль играет и иллюзия корреляции: когда-то выбранный нами билет выиграл, вследствие чего возникло представление о связи двух событий. Выяснилось, что вероятность появления иллюзии контроля выше в привычной обстановке, чем в новой. Известно также, что в подавленном настроении человек в меньшей степени подвержен этой иллюзии.
Очевидно, что иллюзии контроля подвержены многие учителя, выпускники которых добились положительных результатов в будущем. «Это мой бывший ученик!». В действительности вклад учителя в его образование может быть минимальным, тем более что хороших результатов добился один из десятков или сотен «бывших учеников» (и даже не всегда тот, которого учитель любил и выделял особо). Успешная карьера «бывшего ученика» на самом деле связана только с его личными способностями и талантом, а также с внешними обстоятельствами (востребованность на рынке труда, экономическая ситуация в стране, уровень коррупции в вузах и на предприятиях и др.). Если способностей нет, то учитель мало что может сделать; если способности есть, то и учитель не нужен или почти не нужен. Чаще всего успешно реализуют себя в будущем те ученики, которые занимаются самостоятельно, а школу посещают «для формальности».

«Каскад доступной информации»
Если повторять что-то долго и упорно, то в конечном итоге это станет правдой. Это утверждение стало уже избитым. Почему убеждённый атеист начинает вдруг верить в бога? Потому что многие окружающие верят в бога, религиозная информация потоком льётся с телеэкранов, вере и религии посвящены книги, песни, фильмы и даже мультфильмы. Таким способом можно убедить кого угодно в чём угодно, чем и пользуется пропаганда. Постоянное повторение какого-то утверждения из разных каналов создаёт впечатление того, что это утверждение доказано и подтверждено, стало общеизвестной истиной.
Данное когнитивное искажение – неизбежный атрибут нынешнего информационного общества. Сведений, утверждений, теорий, фактов стало так много, что мозг индивида не в состоянии отследить все эти элементы построения знания. Поэтому он упрощает себе задачу — моделирует процесс исследования и фиксирует «общепринятые истины» — конечную стадию. Но «исследование» нетрудно сымитировать, и тогда в статус общеизвестной истины попадёт любой «вброс».

Самоисполняющееся пророчество
Это когнитивное искажение более «историчное». Основано оно на вере в пророчества и предсказания, которые часто принимаются на свой счёт. Услышавший пророчество делает всё возможное, чтобы оно сбылось, и бывает, что оно действительно «сбывается».
Так, по легенде, было с Жанной д’Арк. Она будто бы услышала, что Францию погубит женщина, а спасёт девушка. Перед рождением Жанны королева Изабель объявила своего сына незаконнорождённым, чем повлекла потерю политической независимости страны. Узнав об этом, Жанна решила, что первая часть пророчества сбылась, и принялась «исполнять» вторую, так как была девственницей. В результате Франция была спасена.
«Самоисполняющимся пророчествам» посвящены многие мифологические сюжеты. Часто в них герои слышат предсказание и пытаются его предотвратить, однако в конечном итоге становятся виновниками его исполнения. Таков русский Вещий Олег, который услышал, «что примет он смерть от коня своего». Он приказал спрятать коня подальше, потом и вовсе узнал, что он умер, но из черепа животного выползла змея и ужалила его.
Более «психологический» пример – сцена в «Матрице», где Нео приходит к пророчице Пифии. Когда он вошёл в ней на кухню, она попросила его не беспокоиться о вазе. Нео заметался, начал оглядываться и случайно задел вазу, которая от этого разбилась. И тогда Пифия загадочно спросила: «Интересно, разбилась бы ваза, если бы я не сказала про неё?».
Причина действия «самоисполняющегося пророчества» лежит в том, что убеждения влияют на поведение людей, особенно слабовольных и впечатлительных. Фанатичная вера в предсказания, собственную великую миссию и другие химеры толкает их на безумные поступки, масштаб которых может быть огромным.
Феномен Третьего Рейха – это тоже пример такой когнитивной иллюзии. Самые обычные люди, потрясённые поражением Германии в Первой мировой и последующим упадком страны, сошедшие с ума на этой почве, поверили в бредовые рассказы об «арийцах», сверхлюдях и тому подобных вещах; вера в сочинения любителей эзотерики придала им силы и уверенность, заставила их действовать, — и в результате действительно было построено нечто такое, что внешне напоминало великую империю. Сказочных арийцев никогда не существовало (были лишь арьи – древний народ индоарийской группы, не сильно развитый в материальном и духовном плане), но в ХХ веке они появились и едва не установили господство над планетой. Появились после многих лет «пророчеств» о них.

Автор: Сергей Семёнов