четверг, 29 октября 2015 г.

Основы нейроэкономики: как мы принимаем решения?

Во многих ситуациях люди склонны совершать не совсем выгодные и не совсем разумные поступки, причём, даже тогда, когда дело касается финансов. И многие специалисты говорят, что причина кроется в эмоциях. Как они влияют на иррациональное поведение человека? Какие области головного мозга за это ответственны? Какое место в процессе принятия решений занимают личностные и возрастные особенности, а также другие индивидуальные различия? Ответы на эти и другие вопросы может предоставить нам нейроэкономика.
Что такое нейроэкономика?
Нейроэкономика является междисциплинарным научным направлением, находящимся на стыке психологии, нейробиологии и экономической теории. Направлена она на изучение процесса принятия решений во время выбора альтернативных вариантов, распределений рисков и вознаграждений. Для изучения мозга эта наука применяет экономические модели, а для создания экономических моделей – достижения в области нейробиологии.
Об основах нейроэкономики мы ещё поговорим, а пока вкратце рассмотрим главные методы нейроэкономики. Всего их выделяют несколько:
Инвазивные методы, которые включают в себя исследования пациентов с нарушениями нервной системы и регистрацию активности нейронов животных
Неинвазивные методы, включающие в себя транскринальную магнитную стимуляцию мозга и функциональную магнитно-резонансную томографию
Генетические и биохимические методы, которые основываются на изучении воздействия гормонов и генов на принятие решений
Поведенческие исследования, представляющие собой сравнительные изучения процессов принятия решений у людей и животных
Главным же образом, нейроэкономикой изучаются механизмы процесса принятия решений на различных уровнях сложности, а именно:
Генный уровень
Нейрональный уровень
Структурно-анатомический уровень
Функциональный уровень
Организменный уровень
Социальный уровень
И всё это многообразие методов изучения и уровней, на которых они применяются, обусловлено наличием базовых постулатов, на которых зиждется нейроэкономическая наука.
Основы нейроэкономики
Всего мы рассмотрим несколько моделей нейроэкномики. Начать же стоит именно с базовой.
Базовая модель нейроэкономики
Основополагающей концепцией нейроэкономики является предложенная В. Ньюсамом и М. Шадленом модель принятия простейших перцептивных решений. Исходя из её предпосылок, началом процесса принятия решений являются нейроны-детекторы, которые получают данные об имеющихся вариантах. После этого информация переходит к нейронам-интеграторам, которые её накапливают во времени и осуществляют принятие решений. Чем больше количество информации, которую получают интеграторы от детекторов, тем активнее эти интеграторы начинают работать, одновременно подавляя активность других интеграторов, которые заняты программированием альтернативных решений – данный процесс осуществляется при помощи тормозных синапсов. Другими словами, работа системы интеграторов показывает разность между доказательствами в сторону каждого из вариантов. Принятие же решения происходит тогда, когда степень активности какого-либо интегратора начинает превышать «порог принятия решений».
Кодировка субъективной ценности решения
Согласно классической экономической теории, принятие решения о выборе какого-то варианта является рациональным процессом и находится в зависимости от степени субъективной ценности. А теория максимизации ожидаемой полезности, в свою очередь, гласит, что любой человек стремится увеличить выгоду, делая выбор в пользу варианта с максимальной ожидаемой полезностью.
Как правило, у построения моделей принятия решений есть особое ограничение, заключающееся в сложности выражения полезности при помощи абсолютных единиц. Нейроэкономика стремится это ограничение преодолеть, заявляя о том, то полезность можно описать посредством значения активности отвечающих за это нейронов, приравненного к среднему показателю. Такими нейронами являются некоторые области дофаминергической системы – прилежащее ядро и орбитофронтальная кора головного мозга. Помимо этого, исследования нейроэкономистов указали на то, что субъективная полезность обрабатывается нейронами прилежащего ядра, а последующее сравнение осуществляется в области орбитофронтальной коры.
Результаты вышеназванных исследований послужили одной из причин возникновения нейромаркетинга – одного из ответвлений нейроэкономики, сфокусированного на особенностях процесса принятия решений потребителями и исследованиях воздействия маркетинга.
Но одной из самых животрепещущих тем нейроэкономики, на изучение которой уходит практически всё время и все силы специализирующихся в представленной области исследователей, является вопрос на тему того, как на принятие решений воздействуют наши эмоции?
Как эмоции влияют на принятие решений?
Исследования двух специалистов в области мозговой деятельности – Антонио Дамацио и Антуана Бешара, изучавших пациентов с повреждениями отвечающих за принятие решений областей мозга, показали, что, невзирая на довольно высокий IQ, эти пациенты испытывают трудности в принятии решений. Причём, понимание того, что какой-то из вариантов выбора лучше, ещё не говорит о том, что он будет выбран. Люди с нарушениями эмоций выбирали худшие альтернативы, если у них не было эмоциональной реакции на прошлый отрицательный опыт.
Нейроэкономика занимается изучением взаимодействия рациональных и эмоциональных механизмов принятия решений, беря за основу теорию дуализма принятия решений. Проведенные в этих рамках специалистами исследования показали, что в зависимости от наибольшей активности различных областей мозга (когнитивной или лимбической), решения могут приниматься или рационально, или эмоционально.
Рациональная система мозга открывает возможности для принятия оптимальных решений при наличии определённого количества времени, а эмоциональная система способствует принятию более быстрых и вполне адекватных решений.
Эволюционные нейроэкономические подходы
Нейроэкономикой, помимо прочего, применяются и сравнительные эволюционные подходы. Так, она изучает различия и сходства в механизмах принятия решений и людей и животных.
Экономическая активность людей, если её упростить, может рассматриваться в форме кормодобывательного поведения. По этой причине, будет уместно изучать схожие черты экономики людей с кормодобывательным поведением животных, прибегая к попыткам объяснения некоторых закономерностей экономической активности человека посредством эволюционных адаптаций самого человеческого вида.
По классической биологической теории оптимального фуражирования, животные выбирают пищу, оценивая два фактора: каким они располагают временем на добычу пищи, и каким располагают временем на её последующую обработку. Отмечено стремление животных к максимизации скорости потребления энергии, которая содержится в пище.
Нейроэконмические исследования показали, что кормодобывательная активность животных включает в себя некоторые особенности экономики людей. Например, теория биологических рынков говорит о том, что взаимодействие между животными в группе, которое нацелено на получение выгоды, основывается на экономическом законе спроса и предложения. Получается, что эти два фактора формируют «стоимость» услуг, оказываемых в биологическом сообществе: если количество особей, которые предоставляют блага, сокращается, их ценность увеличивается.
Эта же теория говорит о существовании особых «рыночных» факторов эволюционного отбора, обуславливающих естественный отбор и приобретение новых свойств, которые способствуют продуктивной адаптации в «рыночных» условиях. Другими словами, посредством биологического рынка создаётся некоторое эволюционное давление.

Короче говоря, такое направление как нейроэкономика сегодня является очень актуальным, и исследования в данной области позволили гораздо ближе подойти к ответу на вопрос понимания биологических основ процесса принятия решений. Результаты исследований легли в основу новейших представлений об этом процессе, и позволяют с успехом осуществлять моделирование поведения людей и животных. Нейроэкономику, которая возникла на стыке наук, в самом широком понимании можно назвать нейробиологией принятия решений.

Источник  >>

понедельник, 26 октября 2015 г.

Метод Дельфи и его применение

Среди имеющихся на сегодняшний день инструментов, предназначенных для выбора и оценки эффективности решений, особое место занимается дельфийский метод или, как его ещё называют, метод Дельфи. Он является очень эффективным как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере деятельности, ведь он позволяет учитывать мнения всех людей, которые имеют отношение к какому-либо вопросу, посредством последовательного объединения соображений, предложений и выводов, а затем прийти к конкретному соглашению. Дельфийский метод удобен в применении, и использовать его может любой человек или группа людей, важно только знать, как это делается.
Метод Дельфи
Метод Дельфи разрабатывался в 50-60-е годы XX века в США. Основной его задачей было прогнозирование воздействия научных разработок будущего на методы ведения военных действий. Разрабатывался метод американским стратегическим исследовательским центром «RAND», а его авторами принято считать Олафа Хэлмера, Нормана Дэлки и Николаса Решера. Кстати говоря, название произошло от имени Дельфийского Оракула.
Особенности и суть метода Дельфи
Учитывая то, что метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивая, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности.
Смысл же метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения. Зиждется метод том, что некоторая группа независимых экспертов гораздо лучше может оценить и предсказать результат, нежели структурированная группа людей. Беря во внимание и то, что независимые эксперты могут даже не знать друг о друге, можно исключить столкновение различных позиций, а также коллективное влияние, обусловленное совместной работой и конформизмом. Плюс к этому, метод может осуществляться где угодно, независимо от места нахождения участников.
В процессе использования Дельфийского метода принимают участие две группы людей:
Первая группа – это эксперты, представляющие свою точку зрения на исследуемую проблему
Вторая группа – это аналитики, приводящие мнения экспертов к единому знаменателю
Сам же метод Дельфи подразумевает несколько этапов.
Этапы метода Дельфи
Всего различают три этапа – это предварительный этап, основной этап и аналитический этап.
Предварительный этап
На первом этапе производится подбор экспертной группы. В неё может входить любое количество человек, однако рекомендуется формировать группу из 20 человек и не более.
Основной этап
На втором этапе выполняются следующие шаги:
Ставится проблема – эксперты получают основной вопрос, а их задачей является разбиение его не несколько более мелких. Аналитики производят отбор самых распространённых вопросов и составляют общий опросник.
Полученный опросник вновь представляется экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных, нет ли какой-то дополнительной информации по проблеме. Таким образом, получается 20 ответов (зависит от количества экспертов) с подробной информацией. Аналитики составляют ещё один опросник.
Новый опросник снова предоставляется экспертам. Теперь им нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции остальных экспертов. Здесь производится оценка эффективности, наличия ресурсов, актуальности способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Если чьи-то мнения идут в разрез с мнением большинства, эти мнения озвучиваются экспертам. В итоге, эксперты могут изменить свои позиции, после чего данный шаг снова повторяется.
Шаги повторяются снова и снова до тех пор, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения. А исследование аналитиками расхождений во мнениях членов экспертной группы может указать на незамеченные до этого тонкости проблемы. В конце концов, выносится общая оценка, и составляются практические рекомендации по решению проблемы.
Аналитический этап
И уже на третьем этапе проверяется согласованность мнений экспертов, анализируются полученные выводы и разрабатываются окончательные рекомендации.
Наряду с представленной структурой Дельфийского метода, существуют и другие модификации. Самая распространённая из них включает в себя бесструктурный этап. Используется данная модификация в том случае, если исследование направлено на поиск чего-либо конкретного, а организаторы исследования не способны сразу же представить проблему в форме специализированных вопросов. В этом случае уже на этапе формулировки проблемы привлекают экспертную группу.
Другая модификация метода Дельфи направлена на то, чтобы сократить время, которое будет затрачено на осуществление аналитического этапа – он называется «Экспресс-Дельфи». С учётом того, что традиционный метод со всеми его достоинствами является довольно трудозатратным и требует для своего применения значительного количества времени, экспресс-метод позволяет сохранить все основные элементы методики при том, что всю процедуру можно осуществить в течение нескольких часов, однако требуется специальная техническая база.
Каждый член экспертной группы на протяжении отведённого временного периода находится за компьютером. Все компьютеры объединены одной общей сетью, которая замыкается на руководителе мероприятия. После того как эксперты предлагают свои решения в ускоренном режиме, аналитики точно так же должны как можно быстрее произвести оценки. Огромную роль в этом процессе играет оперативность в обработке и систематизации материала.
Но у метода Эспресс-Дельф есть и один существенный недостаток: если сравнивать его с классическим методом, эксперты не имеют возможности надлежащим образом обдумать поставленную перед ними задачу, а также объективно оценить точки зрения и доводы других участников. Помимо этого, сложность состоит и в предоставлении специального оборудования. По этой причине, специалисты советуют прибегать к применению обычной вариации Дельфийского метода.
Несмотря на удобство применения метода Дельфи и его эффективность, следует отметить и некоторые его недостатки, не учитывать которые нельзя.
Недостатки метода Дельфи
Во-первых, важно сказать о том, что уже с самого своего появления, т.е. с начала 60-х годов минувшего столетия, метод Дельфи был подвергнут довольно серьёзной критике. В частности, говорилось о том, что:
Организаторы мероприятия обладают чрезмерно большими полномочиями, по сравнению с экспертами, а значит, экспертов можно считать беззащитными в некотором смысле
Коллективное мнение далеко не во всех случаях является верным
Аналитики отбрасывают креативные решения, имеющие наименьшее количество сторонников, а эти решения могут быть самыми эффективными
Невозможен оперативный анализ, т.к. для осуществления последнего этапа требуется много времени: каждый этап анализа может занимать минимум до 24 часов
Эксперты склонны проявлять конформизм, испытывая желание и стремясь присоединиться к мнению большинства
Организаторы имеют возможность манипулировать экспертной группой
Представленные недостатки также предлагалось устранить при помощи следующих средств:
Организаторы должны подбираться из различных структур и относиться к разным социальным и научным направлениям
Одну и ту же проблем нужно прогонять через разные группы
Необходимо учитывать даже самые альтернативные и креативные варианты решения проблемы, хотя бы в качестве дополнения
Метод Дельфи получил широкое распространение на Западе – в своей деятельности его начали применять многие компании, в которых уделяется огромное внимание вопросам стратегического планирования. В частности, это компании, занятые преимущественно в области технологических разработок, бизнеса и футурологии. В России же метод применялся и применяется крайне редко, т.к. во-первых, в стране не существует такой традиции и специалистов по данному методу, нет независимых аналитических структур, а сама аналитическая деятельность на протяжении долгого времени носила централизованный характер, другими словами, эксперты стремились подстроиться под мнение большинства.
Однако это ни в коей мере не умаляет достоинств Дельфийского метода, и если вам в вашей жизни и деятельности необходимо узнать, при помощи какого способа можно решить какую-либо проблему и оценить эффективность этого способа, вы можете смело использовать метод Дельфи. Ко всему прочему, его можно считать не только эффективным, но и креативным подходом к решению любых проблем.


вторник, 13 октября 2015 г.

Треугольник Карпмана


Как выйти из треугольника Карпмана?

Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков трансактного анализа. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.
Если все довольны, то спрашивается, зачем, вообще, выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше. Рассмотрим это на примере:
Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно...
У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.

Как с этим бороться

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.
Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.

Преследователь

1)     Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2)      Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3)      Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.
4)      Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6)      Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель

1)      Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2)      Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3)      Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4)      Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5)      Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7)      Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва

1)      Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2)      Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.
3)      Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4)      Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5)      Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6)      Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.
Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.
Источник http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/kak-vyyti-iz-treugolnika-karpmana

 Иллюстрации к треугольнику.

03_TK

05_TK


04_TK
02_TK

 Из биографии Стивена Карпмана

Стивен Карпман родился в Вашингтоне, штат Колумбия, в семье Бенджамина Карпмана, психоаналитика, и Мануелы, психиатрического социального работника. 
Отношения в семье, где у Стивена Карпмана были еще две старшие сестры Кей и Бетти были очень близкими. Девизом в семье было послание: «Занимайся собственным делом». 
Стив обучался в Дюкском университете, который находится на юго-востоке США, в живописном штате Северная Каролина и в медицинской школе. 
После переезда в Калифорнию в середине 60-х он стал посещать Калифорнийские семинары Эрика Берна по вторникам. Его первые идеи в транзактном анализе были об эпитафии у надгробной плиты и алтаре. Прежде чем описать свою концепцию драматического треугольника, Карпман использовал ее в течение двух лет со своими клиентами. 
Концепцию «Варианты выбора» впервые он представил на встрече психотерапевтов ассоциации Golden Gate Group в июне 1967. Важно отметить что эта концепция была первым практическим инструментом в транзактном анализе на фоне аналитических открытий Эрика Берна. 
Стивен Карпман дважды получал премию Эрика Берна: в 1972 за концепцию Драматического треугольника и Варианты выбора в 1979. Также он был первым Главным редактором журнала TA TAJ в 1974-75. 
С конца 60-х годов Карпман работает в Центре по специальным проблемам (зависимостям) и ведет свою частную практику. 
Отец Карпмана, русский эмигрант Бенджамин Карпман, был пионером в криминальном психоанализе в Вашингтонском институте психоанализа, штат Колумбия и написал в этом направлении 10 книг, две из которых, «Сексуальный преступник и его преступления» и «Женщина-алкоголик», даже были запрещены в Бостоне. 
Отец Стивена Карпмана путешествовал по всему миру, обучаясь новым теориям и был учеником самого Зигмунда Фрейда. 
Стивен Карпман последовал по стопам своего отца. Он, так же как и отец, изобрел новую теорию и путешествует по всему миру, обучая этой теории других людей. От отца, увлеченного своей работой, Стивен Карпман взял основные послания и следует им по жизни: «Работа принесет доход, если делать ее правильно» и «С трудностями мы справляемся мгновенно, невозможное занимает немного больше времени» . 
Культуральное послание, которому следует Стивен Карпман было: «Работай головой, а не руками». 
В своей статье «Сценарий терапевта» Стивен Карпман пишет: «Моя мать Мануела, испанка по происхождению, говорила мне: «Не торопись вырастать», я последовал этому посланию, так и не вырос, поэтому 20 книг и 200 статей были написаны моим отцом». В дополнение ее другое послание было «Не оставайся без хобби как твой отец». 
И следуя этому посланию, Стивен Карпман имеет много других увлечений, помимо психотерапии: живопись, магия, актерское мастерство, спорт. 
Он обладатель 12-ти наград в шести видах спорта, хотя предпочтение в спорте он отдает баскетболу. Концепция «Драматического треугольника» является результатом его футбольной стратегии, описанной на 30 страницах. 
Следующее его увлечение — это живопись. С 4-го класса он пишет маслом, в старшей школе четыре годя подряд становился победителем на конкурсе живописи, организованном Washington Star. Его работы принимали участие в выставках шести музеев от Вашингтона и Роли, столицы штата Северной Каролины, до Сан-Франциско. В Вашингтоне в 60-е он входил в группу художников «Washington Color School» и выставлял свои работы на выставках в Вашингтонской галерее современного искусства, организованных Washington Color Painter’s School. В настоящее время Стивен Карпман читает лекции по современному искусству в Сан-Францисском Государственном Университете. 
Следующее его хобби — это съемки в кино. Стивен Карпман с 1970 года состоит в организации Screen Extra’s Guild (SAG). Для съемки в первом фильме под названием THX1138 снятого Джорджем Лукасом (реж. Фильма «Звездные войны»), Стивен Карпман обрил голову и бороду, чем шокировал своих пациентов и друзей.
Источник http://vk.com/topic-20978401_30024474
00_TK