пятница, 24 июля 2015 г.

Теория жизненного цикла Херси и Бланшара

Теорию жизненного цикла впервые предложили Пол Херси и Кен Бланшар. Согласно их мнению, самые эффективные и результативные стили лидерства зависят от того, насколько «зрелыми» являются сами лидеры. Под термином «зрелость» здесь следует понимать не возраст человека, а уровень его образования, опыт в решении конкретных задач, которые необходимо выполнить, способность к тому, чтобы быть ответственным за своё поведение, желание достигать поставленных целей. Причём, термин «зрелость», в отношении отдельного лица или группы людей, должен рассматриваться вместе с характеристиками каждой конкретной ситуации, и не может быть рассмотрен, применительно лишь к человеку.
Исходя из этого, руководитель имеет возможность изменять и свою собственную стратегию поведения, что будет зависеть от показателя зрелости отдельного человека или группы людей. Руководитель должен определять показатель этой зрелости, проводя оценку уровня ответственности, стремления к достижению поставленной цели, уровня образования и уже имеющегося опыта по выполнению полученных заданий.
По теории жизненного цикла Пола Хесри и Кена Бланшара, всего выделяется четыре типа лидерства, которые соответствуют рассмотренному нами выше уровню зрелости исполнителей. Этими стилями являются:
   Стиль «Давать указания»
   Стиль «Продавать»
   Стиль «Участвовать»
   Стиль «Делегировать»
Поговорим о каждом из стилей более подробно.
Стиль «Давать указания»
Стиль «Давать указания» подразумевает, что руководитель должен основывать свою деятельность, главным образом, ориентируясь на задачу, а выстраивание человеческих взаимоотношений должен отбрасывать на второй план. Конечно же, это касается тех подчинённых, которые отличаются низким показателем уровня зрелости.
Представленная стратегия поведения руководителя оправдана тем, что исполнители могут либо не хотеть нести ответственность за выполнение конкретной поставленной задачи, либо могут быть просто не способны к выполнению предъявляемых к ним требований. Именно по этой причине руководитель должен разрабатывать и предоставлять соответствующие инструкции, а также руководить процессом выполнения заданий и держать его под строгим контролем.
Стиль «Продавать»
Стиль «Продавать» адаптирован преимущественно для исполнителей со средним показателем уровня зрелости. Он выражается в том, что стратегия действий руководителя должна быть в равной степени ориентирована и на решение поставленных задач и на выстраивание гармоничных взаимоотношений с сотрудниками.
В этой ситуации средний показатель уровня зрелости исполнителей говорит о том, что они испытывают желание к принятию на себя ответственности за реализацию решения по выполнению конкретной поставленной задачи, однако сделать этого не могут по причине того, что они недостаточно компетентны в этом вопросе и не имеют должного опыта.
Отсюда и получается, что руководитель должен выбирать такое поведение, которое будет ориентировано на выполнение задачи, т.е. на предоставление ясных и чётких инструкций по поводу того, что должны делать сотрудники. И одновременно с этим, он должен поддерживать энтузиазм своих подчинённых и их желание решать поставленные задачи, неся за это полную ответственность.
Стиль «Участвовать»
Стиль «Участвовать» рассчитан на тех исполнителей, показатель уровня зрелости которых достигает умеренно высокой отметки. Т.е. здесь подчинённые уже имеют всё необходимое для того, чтобы надлежащим образом выполнять задания, однако делать этого они не хотят. Особенность заключается ещё и в том, что исполнителям не требуется давать какие-либо конкретные указания и инструкции, т.к. они сами прекрасно знают, что им нужно делать.
Руководителю же в данной ситуации необходимо ориентироваться в своей деятельности, главным образом, на выстраивание гармоничных человеческих взаимоотношений, а выполнению заданий должно уделяться на порядок меньше внимания. Самой подходящей стратегией здесь будет мотивация сотрудников к участию в принятии решений.
Но важно понимать, что подчинённые, помимо всего прочего, должны желать быть причастными к выполнению выдвигаемых руководством задач, а также осознавать эту причастность. Мотивация и причастность подчинённых могут быть существенно усилены руководителем, если им будет предоставлена не просто возможность принимать участие в ответственном процессе, но и будет оказана существенная поддержка в работе, которая, в свою очередь, должна исключать любое навязывание указаний и инструкций.
Стиль «Делегировать»
Стиль «Делегировать» применяется уже на качественно ином уровне, т.е. подходит для исполнителей, чей показатель степени зрелости соответствует самой высокой отметке. Это означает, что исполнители, во-первых, в должной мере компетентны для выполнения возлагаемых на них функций, во-вторых, полностью осознают свою причастность к выполняемой работе, и, в-третьих, готовы и хотят брать на себя ответственность за получение требуемого результата.
Это и обуславливает то, что руководитель может применять такую стратегию управления, в которой и решению задач, и выстраиванию гармоничных взаимоотношений уделяется в равной степени меньше внимания, чем в иных ситуациях, т.к. он может спокойно делегировать ответственность – позволить своим сотрудникам принимать решения и реализовывать их самостоятельно.
Модель жизненного цикла Пола Хесри и Кена Бланшара – это ситуационная модель, предполагающая именно адаптивный стиль лидерства, в котором руководитель действует, исходя из особенностей зрелости своих подчинённых.


понедельник, 6 июля 2015 г.

Про то, почему одно, но большое ухо, полезнее двух, но маленьких. Или еще раз про коуч-позицию. Статья Елены Фарба


Кто? Елена Фарба, кандидат психологических наук, тренер международной сертификации, коуч международной сертификации, тренер полного цикла Международной школы для бизнес-тренеров ICBT, руководитель Центра тренерской супервизии ICBT, доцент Государственного университета управления (г. Москва).
Кому? Практикующему коучу, тренеру и всем интересующимся.

Итак, мы знаем, что в коучинговой сессии есть цель, которую задает клиент. Она же контракт. Кроме того, есть еще одна цель. И эта цель связана с самим процессом коучинга. С выполнением тех процедур и техник, которые делают из обычной беседы плодотворный коучинг. И вот, на весь этот структурированный и целеориентированный процесс накладывается коуч-позиция. А именно, вера в чемпиона (зд. клиент коуча), пространство для его раскрытия, глобальное, оно же глубинное слушание.
Если смотреть в одной плоскости, то возникает противоречие.







Как это сочетать: заряженность на продвижение к цели с расслабленным доверием процессу? Зачем при наличии конкретной решаемой задачи в коуч-сессии нужно, чтобы у коуча было это особое состояние? Состояние чистого белого листа. Соединение искренней заинтересованности и принятия одновременно.
Да, в одной плоскости этот вопрос не решается. Чтобы коучинг стал коучингом, нужно добавить объема. Когда есть минимум две оси: видения цели и создания пространства для чемпиона через коуч-позицию.
И вот тут-то видна область, где совершаются прорывы! Когда наши клиенты уходят с ощущением Чуда и энергией!




Мне удалось это Чудо и многократно прочувствовать, будучи чемпионом в сессии, и наблюдать, будучи коучем, и убедиться, находясь в особой роли наблюдателя-супервизора, когда я слушала сессии других коучей.
При всей, казалось бы, очевидной важности объема, на практике держать двойной фокус внимания удается не всегда.
Из опыта пребывания во всех трех ролях я осознала, как процесс коучинга «уплощается»:
• от резонирования темы, когда сам коуч на данный период решает сходную задачу или она ему откликается эмоционально;
• от внутренней установки коуча, что его задача непременно продвинуть другого (смещение вверх без движения вправо);
• от внутренней «нирваны» коуча, когда он внутренне выключен из процесса, фокусируясь на своем состоянии (смещение вправо без движения вверх);
• когда внимание процессу не полное;
• когда включаются собственные непроработанные темы коуча. Например, страх быть «неуспешным коучем».
Добавьте свои варианты…
«Уплощение» коучинга – это, говоря терминологическим коучинговым языком, «первый уровень слушания»[1]. Его еще называют «автобиографическое» слушание. Когда коуч слушает, находясь в рамках своих представлений, пропуская через призму своего опыта и своих убеждений. Поскольку на первом уровне слушания коуч за пределы себя вообще не выходит, воспринимая то, что говорит клиент как повод для собственных размышлений и выводов, такое слушание очень узкое, ограниченное. В нем нет места для другого, для его прорывов и инсайтов. Когда ухо становится таким вот «маленьким», оно способно поймать только то, что совсем на поверхности. Убеждения, привычные рассуждения ума. В ответ включаются привычные убеждения чемпиона. Например, такие: «Будь логичным, будь последовательным. Сказал что-то сначала – развивай идею дальше». Или: «Ты всегда должен знать, чего ты хочешь и это формулировать. Ты не можешь заставлять хорошего человека, тем более коуча, долго ждать твоего ответа. Ты должен отвечать». Или вот еще: «Отвечать легко! Ты не можешь чувствовать себя в стрессе оттого, что вопрос не лег и ответ не приходит. Это же танец, и ты в этом танце тот, кто отвечает за его результат».
Ну все, стерто-стерто! Забыли-забыли!
Ограничивающие убеждения - ловушка для неразогретого чемпионского ума. Ведь можно просто пробежать коучинговую сессию, заболтать ее. В «плоском» коучинге возникает очень странный узор из убеждений, которые нас сужают. Которые не дают давать ответы из сердца. И которые создают видимость движения.
Итак, пора двигаться к другим уровням слушания. Если про первое, «автобиографическое» слушание мы поговорили, напомню, что же такое второй и третий уровни слушания. Второй уровень слушания – это так называемое «эмпатическое слушание». Когда коуч уже выходит из собственных внутренних диалогов, присоединяясь к чемпиону эмоционально. Через искреннюю заинтересованность и желание поддержать его в достижении поставленной цели. Это такое важное и очень теплое слушание, когда устанавливается истинный контакт (или раппорт, как это называется в коучинге), душа к душе. Когда создается неповторимая атмосфера безопасности и доверия. Ухо коуча начинает «увеличиваться», а значит его чемпион получает все больше поддержки и энергии.
И, наконец, третий уровень слушания. Оно также называется глобальным и глубинным слушанием. Как это, когда коуч видит в своем клиенте чемпиона, идущего по своему уникальному пути? Когда коуч истинно, изнутри знает, что его чемпион цельный, развивающийся, обладающий всеми нужными ресурсами для реализации целей, человек. Что он делает наилучшие выборы каждый момент времени, исходя из позитивных намерений. Что он, чемпион коуча, идет по своему уникальному пути реализации поставленных его душой задач на эту жизнь. И движение уже идет, уже происходит. Только с коучем этот путь становится более осознанным, легким, радостным, наполненным. Обзор становится шире, а выборы – экологичней и разнообразней. Слушая третьим уровнем слушания, и в голову не придет понукать и давать советы. Ведь только один человек знает самый наилучший способ решить самую актуальную задачу для себя на сегодня.
А этот человек – он сам. И у коуча совершенно другая, но еще более мощная роль – поддержка движения другого.
Это как юная птица набирается сил, прежде чем взлететь. Сначала она может совершать пробежки по земле в рамках своих, уже привычных умений (коуч слушает неразогретым, первым уровнем слушания), затем начинает разминать крылья при одобрительных возгласах сородичей и пробовать попарить над землей (коуч подключается эмпатически, устанавливает качественный контакт, чувствует искреннюю заинтересованность), ну а затем… Полет!!!
Справедливости ради хочется сказать, что определенный эффект дает даже первый уровень слушания. Ведь, когда есть возможность выговориться – это само по себе терапевтично. И человек, формулируя свою цель, проговаривая то, что его тревожит и интересует, продвигается во внутренней ясности. Но такое движение далеко не то же самое, что отвечать на свои внутренние вопросы, возможно, еще не заданные даже себе. Потому что сила «глобального уха» удивительна. Глубинные, мощные и кажущиеся такими простыми ответы чемпион получает при поддержке глубинного слушания коуча.
Да, в коучинге действительно присутствует нечто волшебное. Ведь то, как мы слушаем, прямо и непосредственно влияет на то, как движется наш чемпион. Конечно, с поддержкой продвигающими и фокусирующими вопросами.
Вот для чего нужна тренировка коуч-позиции, от сессии к сессии, от диалога к диалогу, – чтобы обрести свою внутреннюю свободу и полностью сосредоточиться на чемпионе, на том, что нужно ему. Удивительно и прекрасно, когда люди соединяются с собой. И в этом движении самое главное – как коуч слушает, как коуч верит. В первую очередь - в себя, а следом – в чемпиона. Да-да, в первую очередь – в себя, в свою способность быть поддержкой, доверять процессу и себе, своей интуиции. Именно эта внутренняя успокоенность вкупе с искренней заинтересованностью освобождает место для другого. С другой стороны, новички, полные энтузиазма и радости от оказанного доверия и возможности быть в соединенности с миром другого человека, могут ракетой запускать чемпиона. Потому что там есть чистота наивности исследования и безусловная поддержка.
Коучинг – это про то, как любить, про то, как доверять, как быть в моменте. Поэтому мне особенно радостно, когда эта позиция встречается в чистом незамутненном виде у только начинающих практиковать коучинг. Даже когда они еще не знакомы с инструментами. Когда они начинают доверять, а точнее – перестают не доверять и пугаться собственного ума. Тогда коучи расслабляются и начинают слушать чемпиона как музыку. Поддерживая в осознании и движении вперед.
Коучинг – это действительно танец. Но только это танец без заученных механических «па». Это танец спонтанный, глубинный и естественный. Где есть тот, кто танцует партию, и есть тот, кто очень гибко включается в предложенный рисунок. В этом танце нет места тому, как «надо» и желания побыстрей оттанцевать. Зато в этом танце есть естественность, искренность, доверие и радость от момента «здесь и сейчас».
Со временем, погружаясь в тему все глубже, для меня стало совершенно очевидным, что коучинг – это не ментальная, а духовная практика. Независимо от решаемых вопросов, будь то бизнес или любая другая область, где чемпиону нужны результаты, коучинг всегда остается духовной практикой. Как минимум для коуча. Хотя тренированные коучинговые чемпионы меня поддержат, что и для них (то есть для нас) жизнь до и после вступления в коучинговый процесс поменялась. Диалог с собой, а потом и с другими стал более прямым и открытым. Уровень внутренней смелости совершил квантовый скачок. А соединенность со своими ценностями позволила взять ответственность за свою жизнь на себя. И начать делать сильные выборы. Ставить большие цели… Быть в балансе в разных областях своей жизни... Выходит, и для чемпионов наших, коучинг – духовная практика.
Интересно, что коучинг пришел именно тогда, когда психология и консалтинг обнаружили тупик в механистичности подхода. Поток глобальных технологических изменений, экономических кризисов выбил почву из-под ног тех, кто использовал чужие алгоритмы, подменяя знание информацией. А знание рождается только в соединении с конкретным запросом конкретного человека, с его личными ценностями, с его поступками, с его выборами. И тогда появился коучинг, не дающий заготовленных ответов.
Вот и получается то, что очень отчетливо чувствуют начинающие коучи, что коучинг - огромный вызов для ума, привыкшего к алгоритмам и «ключам» в конце учебников. Ум все время хочет контролировать то, что происходит, и иметь готовые ответы. А истинные ответы лежат глубже привычных умопостроений, круговерти привычных мыслей и выборов.

И только смелость практиковать коучинг, углублять коуч-позицию, держать «объем» выводит на следующий уровень. А там – удивительный подарок: понимание, что вместо типовых ответов весь мир с его безграничными возможностями и удивительными решениями. Причем и возможности, и решения - те самые, которые нужны именно данному конкретному чемпиону.

И вот мы снова приходим к тому, что сам коуч, качество его внимания, «глобальность» его уха, зрелость его личности, его целостность и приверженность тому, что он делает – и есть основной инструмент. Вот и получается, что основа коучинга, равно как и любой духовной практики, находится не в словах, а во внутреннем состоянии самого специалиста. В его внимании к чемпиону, в его умении создавать и поддерживать то состояние, которое помогает другому достигать соединенности с собой, лучшего понимания себя и большей гармоничности.

И есть еще один подарок, но уже для практикующего. То есть для самого коуча. Удивительная сила практик заключается в том результате, который получает человек практикующий. В том счастье, который он обретает. В той силе духа, которая по-настоящему становится его. И это то, что невозможно заучить, вызубрить и повторять. Это то, что можно только прожить. Для тех, кто практикует коучинг и делает это с любовью, знает, что в этой профессии нет профессионального выгорания. А есть профессиональное и личное наполнение. Потому что пройдя за собственные страхи и ограничивающие убеждениями, тебя встречает истинная, она же внутренняя, свобода. И с ней множество самых поразительных подарков от жизни. Подобранных лично для Вас, дорогой коллега.

[1] Три уровня слушания описаны по материалам МЭУК (Международный эриксоновский университет коучинга).

Источник >>