вторник, 13 октября 2015 г.

Треугольник Карпмана


Как выйти из треугольника Карпмана?

Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков трансактного анализа. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.
Если все довольны, то спрашивается, зачем, вообще, выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше. Рассмотрим это на примере:
Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно...
У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.

Как с этим бороться

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.
Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.

Преследователь

1)     Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2)      Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3)      Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.
4)      Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6)      Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель

1)      Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2)      Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3)      Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4)      Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5)      Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7)      Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва

1)      Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2)      Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.
3)      Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4)      Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5)      Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6)      Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.
Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.
Источник http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/kak-vyyti-iz-treugolnika-karpmana

 Иллюстрации к треугольнику.

03_TK

05_TK


04_TK
02_TK

 Из биографии Стивена Карпмана

Стивен Карпман родился в Вашингтоне, штат Колумбия, в семье Бенджамина Карпмана, психоаналитика, и Мануелы, психиатрического социального работника. 
Отношения в семье, где у Стивена Карпмана были еще две старшие сестры Кей и Бетти были очень близкими. Девизом в семье было послание: «Занимайся собственным делом». 
Стив обучался в Дюкском университете, который находится на юго-востоке США, в живописном штате Северная Каролина и в медицинской школе. 
После переезда в Калифорнию в середине 60-х он стал посещать Калифорнийские семинары Эрика Берна по вторникам. Его первые идеи в транзактном анализе были об эпитафии у надгробной плиты и алтаре. Прежде чем описать свою концепцию драматического треугольника, Карпман использовал ее в течение двух лет со своими клиентами. 
Концепцию «Варианты выбора» впервые он представил на встрече психотерапевтов ассоциации Golden Gate Group в июне 1967. Важно отметить что эта концепция была первым практическим инструментом в транзактном анализе на фоне аналитических открытий Эрика Берна. 
Стивен Карпман дважды получал премию Эрика Берна: в 1972 за концепцию Драматического треугольника и Варианты выбора в 1979. Также он был первым Главным редактором журнала TA TAJ в 1974-75. 
С конца 60-х годов Карпман работает в Центре по специальным проблемам (зависимостям) и ведет свою частную практику. 
Отец Карпмана, русский эмигрант Бенджамин Карпман, был пионером в криминальном психоанализе в Вашингтонском институте психоанализа, штат Колумбия и написал в этом направлении 10 книг, две из которых, «Сексуальный преступник и его преступления» и «Женщина-алкоголик», даже были запрещены в Бостоне. 
Отец Стивена Карпмана путешествовал по всему миру, обучаясь новым теориям и был учеником самого Зигмунда Фрейда. 
Стивен Карпман последовал по стопам своего отца. Он, так же как и отец, изобрел новую теорию и путешествует по всему миру, обучая этой теории других людей. От отца, увлеченного своей работой, Стивен Карпман взял основные послания и следует им по жизни: «Работа принесет доход, если делать ее правильно» и «С трудностями мы справляемся мгновенно, невозможное занимает немного больше времени» . 
Культуральное послание, которому следует Стивен Карпман было: «Работай головой, а не руками». 
В своей статье «Сценарий терапевта» Стивен Карпман пишет: «Моя мать Мануела, испанка по происхождению, говорила мне: «Не торопись вырастать», я последовал этому посланию, так и не вырос, поэтому 20 книг и 200 статей были написаны моим отцом». В дополнение ее другое послание было «Не оставайся без хобби как твой отец». 
И следуя этому посланию, Стивен Карпман имеет много других увлечений, помимо психотерапии: живопись, магия, актерское мастерство, спорт. 
Он обладатель 12-ти наград в шести видах спорта, хотя предпочтение в спорте он отдает баскетболу. Концепция «Драматического треугольника» является результатом его футбольной стратегии, описанной на 30 страницах. 
Следующее его увлечение — это живопись. С 4-го класса он пишет маслом, в старшей школе четыре годя подряд становился победителем на конкурсе живописи, организованном Washington Star. Его работы принимали участие в выставках шести музеев от Вашингтона и Роли, столицы штата Северной Каролины, до Сан-Франциско. В Вашингтоне в 60-е он входил в группу художников «Washington Color School» и выставлял свои работы на выставках в Вашингтонской галерее современного искусства, организованных Washington Color Painter’s School. В настоящее время Стивен Карпман читает лекции по современному искусству в Сан-Францисском Государственном Университете. 
Следующее его хобби — это съемки в кино. Стивен Карпман с 1970 года состоит в организации Screen Extra’s Guild (SAG). Для съемки в первом фильме под названием THX1138 снятого Джорджем Лукасом (реж. Фильма «Звездные войны»), Стивен Карпман обрил голову и бороду, чем шокировал своих пациентов и друзей.
Источник http://vk.com/topic-20978401_30024474
00_TK


Комментариев нет:

Отправить комментарий