Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
к методике «Шкала эмоционального отклика»
Фамилия, имя, отчество _____________________________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
№ п/п
|
Утверждение
|
Ответ
| |||
Согласен (всегда)
|
Скорее согласен (часто)
|
Скорее не согласен (редко)
|
Не согласен (никогда)
| ||
1
| Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко | ||||
2
| Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства | ||||
3
| Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать | ||||
4
| Я считаю, что плакать от счастья глупо | ||||
5
| Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей | ||||
6
| Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств | ||||
7
| Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие | ||||
8
| На мое настроение очень влияют окружающие люди | ||||
9
| Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми | ||||
10
| Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки | ||||
11
| Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь | ||||
12
| Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой) | ||||
13
| Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле | ||||
14
| Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь | ||||
15
| Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются | ||||
16
| Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут | ||||
17
| Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет | ||||
18
| Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены | ||||
19
| Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков | ||||
20
| Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных | ||||
21
| Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге | ||||
22
| Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей | ||||
23
| Я очень переживаю, когда смотрю фильм | ||||
24
| Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | ||||
25
| Маленькие дети плачут без причины |
Обработка результатов
Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.
Бланк подсчета результатов
Номер
утверждения |
Ответ (в баллах)
| |||
Согласен (всегда)
|
Скорее согласен (часто)
|
Скорее не согласен (редко)
|
Не согласен (никогда)
| |
1
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
6
|
4
|
3
|
2
|
1
|
7
|
4
|
3
|
2
|
1
|
8
|
4
|
3
|
2
|
1
|
9
|
4
|
3
|
2
|
1
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
11
|
4
|
3
|
2
|
1
|
12
|
4
|
3
|
2
|
1
|
13
|
4
|
3
|
2
|
1
|
14
|
4
|
3
|
2
|
1
|
15
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
4
|
3
|
2
|
1
|
19
|
4
|
3
|
2
|
1
|
20
|
4
|
3
|
2
|
1
|
21
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22
|
4
|
3
|
2
|
1
|
23
|
4
|
3
|
2
|
1
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
∑
|
Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
- 82–90 баллов — очень высокий уровень;
- 63–81 балл — высокий уровень;
- 37–62 балла — нормальный уровень;
- 36–12 баллов — низкий уровень;
- 11 баллов и менее — очень низкий уровень.
Подскажите, пожалуйста. Как по этой методике может быть 11 баллов, если минимум балл за вопрос человек получает, а вопросов 25.
ОтветитьУдалить