четверг, 25 мая 2017 г.

Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна


Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. 
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
Фамилия, имя, отчество _____________________________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
№ п/п
Утверждение
Ответ
Согласен (всегда)
Скорее согласен (часто)
Скорее не согласен (редко)
Не согласен (никогда)
1
Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
2
Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства
3
Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать
4
Я считаю, что плакать от счастья глупо
5
Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей
6
Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств
7
Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие
8
На мое настроение очень влияют окружающие люди
9
Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми
10
Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки
11
Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь
12
Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой)
13
Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле
14
Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь
15
Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются
16
Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут
17
Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет
18
Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены
19
Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков
20
Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
21
Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге
22
Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей
23
Я очень переживаю, когда смотрю фильм
24
Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг
25
Маленькие дети плачут без причины
Обработка результатов
Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.
Бланк подсчета результатов
Номер
утверждения
Ответ (в баллах)
Согласен (всегда)
Скорее согласен (часто)
Скорее не согласен (редко)
Не согласен (никогда)
1
 4
 3
 2
 1
2
1
 2
3
4
3
 4
 3
 2
 1
4
1
2
3
 4
5
 4
 3
 2
 1
6
 4
 3
 2
 1
7
 4
 3
 2
 1
8
 4
 3
 2
 1
9
 4
 3
 2
 1
10
 4
 3
 2
 1
11
 4
 3
 2
 1
12
 4
 3
 2
 1
13
 4
 3
 2
 1
14
 4
 3
 2
 1
15
1
2
3
 4
16
 1
2
3
 4
17
1
2
3
4
18
 4
 3
 2
 1
19
 4
 3
 2
 1
20
 4
 3
 2
 1
21
 1
2
3
 4
22
 4
 3
 2
 1
23
 4
 3
 2
 1
24
1
2
3
 4
25
 1
2
 3
4





Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
  • 82–90 баллов — очень высокий уровень;
  • 63–81 балл — высокий уровень;
  • 37–62 балла — нормальный уровень;
  • 36–12 баллов — низкий уровень;
  • 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

1 комментарий:

  1. Подскажите, пожалуйста. Как по этой методике может быть 11 баллов, если минимум балл за вопрос человек получает, а вопросов 25.

    ОтветитьУдалить