четверг, 25 октября 2012 г.

Метод Эдварда де Боно


“Что бы мы не делали, чем бы ни занимались, о чем бы ни думали, у нас всегда есть возможность улучшить это посредством творческого мышления.”
Эдвард де Боно

Эдвард де Боно — Номинант Нобелевской премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.
Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.
В 1967 году доктор де Боно сфомулировал
технологию «латеральное мышление», методику поиска нестандартных идей и новых бизнес - возможностей. Оксфордский словарь английского языка расшифровывает латеральное мышление как «поиск решения проблем нетривиальными и алогичными методами».
Для того чтобы минимизировать усилия по переработке огромных информационных массивов, человеческий мозг работает в режиме постоянного добавления новых фактов, при этом актуализации всего информационного массива не происходит. В результате сопоставления ситуации с уже накопленным опытом выдается шаблонное решение.
Объясняя суть технологии, де Боно прибегает к следующему образу: он просит представить, что человеческая голова — это «кладовка», состоящая из большого количества «полочек», в которой обычно можно без труда найти то или иное решение, посветив в темноте «фонариком». Латеральное мышление позволяет осветить всю «кладовку» сразу. Правильное применение технологичных инструментов инновационного мышления позволяет выйти за рамки предсказуемых моделей и концепций. При этом технология эффективна во всех областях человеческой деятельности.
6 шляп мышления
Де Боно разделил процесс создания эффективного решения задачи на 6 составляющих, которые желательно продумывать отдельно, не смешивая с остальными.
Каждой составляющей мышления (или режимов мышления) сопоставлен образ в виде шляпы своего цвета, который предлагает анализ ситуации под определенным углом.
Вот эти шляпы.



Белая Шляпа. Информация. Вопросы.
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть Белую шляпу— это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер. Поначалу к такому способу мышления привыкнуть сложно, потому что нужно избавиться от любых эмоций и суждений. «Четыре наших партнера отказались брать нашу продукцию». «Конкуренты снизили цены на 20%, а у нас нет для этого необходимого запаса прочности».
Здесь акцент на "статус кво", ситуацию как есть сейчас. Можно назвать эту шляпу – фактолюб.


Черная Шляпа.
Осторожность. Суждение. Оценка. Логический негатив
Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
В черной шляпе – вы типичный критик. Мышление в Черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. «А имеет ли смысл выпускать новый продукт, если у нас плохо расходится старый?» «Мне эти цифры кажутся чересчур оптимистичными и не соответствующими положению дел. Если мы будем на них опираться, то потерпим неудачу». «Миссия» черной шляпы — нанести на карту как можно больше зон риска.
Обычно с мышлением в этой шляпе никаких проблем не возникает. По двум причинам: во-первых, в мозге зон тревожности гораздо больше, чем зон позитива или удовольствия, во-вторых, менталитет русского человека предполагает поиск и предсказание «задниц» в любой, даже самой позитивной на первый взгляд ситуации.

Желтая Шляпа.
Преимущества. Логический позитив.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой). «Маловероятно, что он придет, но все же надо пригласить его на открытие». «Мы сможем реализовать этот проект, потому что у нас достаточно средств и есть возможность маркетинговой поддержки». Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан.


Зеленая Шляпа.
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Зеленая шляпа —моя любимая. Это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации. Надев зеленую шляпу – вы становитесь генератором идей.


Красная Шляпа.
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Красную шляпу надевают редко и на очень короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Это возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно. «Я не хочу знать, насколько подготовлен этот кандидат, он мне просто не нравится».
Очень часто люди себя так ведут в обычной жизни, когда высказывают свои негативные эмоции – «ЭТО НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ», но обосновать их никак не могут.


Синяя Шляпа.
Организация мышления. Мышление о мышлении.
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Синяя шляпа – это аналитик и модератор. Эта шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещания, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».
Синяя шляпа – шляпа, которая чаще всего «западает», потому что это редкий навык уметь выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны.